Сквозь страницы времени

whatsapp image 2024 04 15 at 18.23.301 1 Новости

Что читали полвека назад и что берут в библиотеке сегодняшние читатели? Каким образом вообще привлечь к чтению книг все новые и новые поколения?  Об этом «ПК» поговорила с династией атырауских библиотекарей.

Династии играют ключевую роль в сохранении и развитии профессиональных традиций, и библиотечное дело — не исключение. Примером является семья Лызловых, которая на протяжении 60 лет вносит вклад в работу школы-лицея №17.

whatsapp image 2024 04 16 at 09.56.03 1

Первая страница

Вера Николаевна Лызлова родилась 11 августа 1945 года в городе Гурьеве. После окончания средней школы им. В. Куйбышева в 1964 году она устроилась в библиотечную систему, проработав там до 1988 года. Заочно обучалась на филологическом факультете Гурьевского педагогического института. Но важным моментом в её жизни стал переход в городскую школу №17 имени Кирова, где она смогла воплотить все свои планы, основанные на накопленные знания.

Изначально помещение, которое ей предоставили, страдало от нехватки пространства, что ограничивало возможности для учебной, а также творческой работы учащихся и преподавателей. Однако эта проблема исчезла благодаря опытному сотруднику. На протяжении нескольких лет она добивалась открытия читального зала, и её просьбу удовлетворили.

— Это была моя мечта. К нам стали приходить ученики и учителя не только для того, чтобы взять книгу и уйти, но и провести время за чтением, – с особой теплотой вспоминает Вера Николаевна.

Два «романа» — «Преступление» и «Наказание»

К своей задаче специалист подходила с особым настроем. Её рабочий процесс выходил за рамки обычной выдачи произведений. Помимо подбора нужных книг, она ещё предлагала посетителям разнообразные источники для более глубокого понимания материала.

 — Это особенно важно было в то время. На полках преобладали произведения, отражающие социально-политические события и настроения тех лет, такие как «Поднятая целина» М. Шолохова, «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Путь Абая» М. Ауэзова, а также другая литература, например, посвященная Великой Отечественной войне, великим историческим личностям, был большой спрос на сочинения по краеведению. Считаю, что нужно помогать людям не просто подобрать нужную информацию, но и дополнить ее художественными трудами, мудрым литературным словом, которое могло бы сформировать собственное мнение и расширить кругозор – рассказывает основатель династии.

Школьная библиотека — это особый мир учеников, учителей, родителей со своими интересными, а порой и занимательными моментами, мнениями, суждениями и взглядами на литературу и жизнь.

– Как-то раз подошёл старшеклассник и задал вопрос о наличии двух известных романов: «Преступление» и «Наказание». Этот каверзный вопрос привёл к долгому и интересному обсуждению, в ходе которого мне удалось разъяснить ему, что речь идет об одном великом произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Другой забавный случай произошел, когда ученица спросила, где в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого можно прочитать исключительно о мирной жизни, не касаясь темы войны. Также пришлось объяснять, что роман представляет собой сплетение событий военного и мирного времени, и что разделить их невозможно. В ходе таких рассуждений мы и выявляем важность глубокого, обдуманного и внимательного чтения произведений, – объясняет ветеран библиотечного дела.

Не только чтением библиотека хороша

Одним из ключевых отличий является использование бумажной документации вместо компьютеров. В те дни, когда электронные базы данных и цифровые каталоги ещё не были введены в повседневную практику, все записи о книгах, читателях и выдачах велись вручную. Это требовало значительного времени и терпения, но в то же время придавало работе особую атмосферу и тщательность.

 — Книжные храмы того времени были не только местами для чтения, но и центрами творчества и самовыражения. Это сейчас каждый ребёнок может прийти и найти информацию либо картинку в интернете и распечатать её. Тогда же ученики активно участвовали в жизни книжного храма. Они вместе с нами и родителями задерживались до позднего вечера, занимались аппликацией, рисовали, раскрашивали декорации и оформление к литературным мероприятиям. В помощниках были только фантазия, желание творить и помогать друг другу. Это был интересный, но в то же время воспитательный процесс – вспоминает зачинатель династии

Даже после завершения своей профессиональной карьеры Вера Николаевна продолжает следить за жизнью школьной библиотеки, интересуется новыми поступлениями книг, подготовкой и проведением предстоящих мероприятий и радуется изменениям, которые происходят там. Она остаётся на связи с дочерью Натальей Олеговной, делясь советами и опытом.

Вторая страница

Дочь Веры Николаевны, Наталья Олеговна Махорина с детства была окружена книгами и их атмосферой. Получив образование в Гурьевском педагогическом училище по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а затем в Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамедова по специальности «Методист дошкольного воспитания, преподаватель дошкольной педагогики и психологии», Наталья начала свою карьеру в детском саду, прежде чем перейти в школу-лицей №17.

— Когда я оканчивала университет, то параллельно работала воспитателем в детском саду №30, который находится по соседству со школой. Частенько получалось заходить к маме. Многие учителя мне были знакомы, так как я готовила детей к поступлению в школу. Мне нравился педагогический коллектив и атмосфера. Позже директор школы-лицея №17, на то время, Виктор Александрович Рассухин, узнав, что у меня есть педагогическое образование, пригласил к себе на работу, — рассказывает Наталья.

Идея, которая изменит подход

Начиная свою деятельность под руководством своей мамы, Наталья училась и продолжает учиться всем азам деятельности. Применяет свои знания педагога-психолога для создания теплой, приветливой атмосферы в библиотеке. Её подход отличается инновационностью и желанием интегрировать в работу современные технологии с традиционными методами.

— Может, это и есть одно из главных отличий поколений. Без компьютера, интерактивной доски и других, современных гаджетов сейчас никак нельзя, — объясняет дочь. – Наша специальность, как и вся современная жизнь, должна идти в ногу со временем, но бросать классический вид чтения тоже неправильно. Мы продолжаем прикладывать все усилия, чтобы дети не переставали брать в руки книгу и читать ее бумажный вариант.

— Во время моей последней поездки в г. Санкт-Петербург я посетила несколько городских информационных центров, которые меня сильно впечатлили. Они были оборудованы согласно последним тенденциям, сочетая современные технологии и традиционный подход. Это позволяло создать динамичное и интерактивное пространство, которое привлекает людей всех возрастов. Меня особенно заинтересовала эта идея превратить библиотеку в центр притяжения ценителей и любителей чтения, общения и культурных встреч. Именно это я и мои коллеги внедряем в нашей школе. Мы видим в этом большой потенциал для привлечения учеников, родителей, педагогов, расширения их интересов и углубления знаний. Это будет современный центр, где каждый найдет что-то для себя и сможет поделиться с другими.

Чтение носом

Встречи с учениками у Натальи Олеговны проходят не только в стандартном формате: пришёл, увидел, взял. Она часто проводит разные мероприятия — к юбилею Пушкина, Абая и других писателей, организовывает викторины, квизы, квесты и другие акции, через которые библиотекари, педагоги поддерживают интерес и любовь к чтению.

— Например, недавно мы организовали и провели литературный квилт (одиночные проекты, объединённые в одну тему), посвящённый юбилею А.С. Пушкина. Ученики создали Instagram писателя, где показали, как он вёл бы свою страничку, если бы застал наше время. Продемонстрировали необычный способ чтения книги – «Чтение носом». Ребята воссоздали определённый запах из разных эпизодов произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама». В сосудик, с помощью определённых ароматизаторов, «запечатали» запах музыкальной гостиной, где проходили балы княгини. Всё это нужно было для улучшения восприятия текста и создания ассоциации к произведению. Показали инсценировку «Письма Татьяны» из романа «Евгений Онегин».

— У нас также много друзей, отношениями с которыми мы дорожим и гордимся. Среди них выделю Уральский русский драматический театр имени А.Н. Островского. С душевной теплотой относимся к его работникам. Когда они приезжают к нам в город, мы организованно посещаем спектакли театра, интересуемся его репертуаром. Затем по многолетней традиции в читальном зале нашей библиотеки мы проводим творческие встречи и мастер-классы с актёрами. Они обсуждают с детьми актуальные темы современности, становления и взросления молодого поколения. Благодаря такому общению дети строят планы на будущее, хотят пойти учиться на артиста, посвятить свою жизнь творчеству.

Не всегда дети идут по стопам своих родителей. Это может быть связано с расхождением мнений, переездом или реализацией собственных карьерных целей. И если ребёнок осознанно выбирает профессиональный путь своих предков, это источник особой гордости и радости для них.

— Мама очень довольна моим выбором. И понимает, что дело почти всей её жизни перешло не в чьи-то чужие руки, а в мои, – рассказывает продолжательница династии.

Вера Николаевна Лызлова и её дочь Наталья Олеговна Махорина являются выдающимися мастерами своего дела. Каждая из них внесла значимый вклад в развитие библиотеки школы-лицея №17. В своей рабочей деятельности они способствовали не только популяризации профессии, но и обогащению учебной среды, что напрямую повлияло на успеваемость, развитие учеников и их дальнейшую карьеру.

Георгий ШАПОШНИКОВ

Фото представлено героями

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна
Добавить комментарий