Культура

Домбра – мудрость народа

В Атырауском областном музее художественного и декоративно-прикладного искусства имени Ш. Сариева состоялась выставка работ участников республиканского симпозиума «Бабаның көзі, дананың сөзі — домбыра». 15 известных художников посвятили свои работы национальному инструменту.

Домбра — древний инструмент, отражающий генеалогию казахского народа, является не только священным инструментом, но и историческим свидетельством многих событий. Художественный совет музея в начале года запланировал проведение симпозиума в честь домбры.

whatsapp image 2022 06 30 at 17.01.52 1

Как отметил директор музея Толеген Орынбасарулы, первое воскресенье июля с 2018 года объявлено Днем домбры, поэтому музей решил внести лепту в увековечивание главного музыкального спутника казаха. В рамках симпозиума каждый из 15-ти художников подготовил две работы, в результате чего фонд музея пополнится новыми картинами.

Председатель Союза художников Казахстана Умирбек Жубаниязов в своем слове поделился, что подобной темы на симпозиумах не было, тем она и интересна. Идея замечательна, но и раскрытие темы требует большого труда. Среди участников как опытные мастера кисти, так и молодежь, есть шанс проявить себя.

– Для казаха домбра — священна. Она всегда была с народом, боролась за независимость, пела о свободе, поднимала дух народа. Инструмент имеет свою историю, в общем, для художников большое поле для деятельности. Рад, что много молодых людей участвует. Желаю удачи всем! — отметил художник из Кызылорды Амангельды Кененбаев.

ДОМБРА ЗВУЧИТ В СТЕПИ

Несомненно, прошедший симпозиум станет заметным событием в культурной жизни Атырау, а их работы – украшением музея. Между тем в выставочном зале новые картины с только что высыхающей краской, рожденные в творческом порыве, удивляют колоритом цветом и оригинальным исполнением.

whatsapp image 2022 06 30 at 17.01.50 2

Конечно, среди них много портретов наших любимых домбристов –Курмангазы, Дины, Каршиги Ахмедьярова, Нургисы Тлендиева.

О ЛЮБВИ ХАНСКОЙ ДОЧЕРИ

Легенда от этнографа Узбекали Жанбекова о происхождении домбры запечатлена в картине Мэлса Отарова «Мұң бейне». По легенде повествуется история о том, как ханская дочка полюбила простого парня. Узнав об этом, разъяренный хан казнил любимого дочери, а мыстан — кемпір забрала родившихся близнецов от матери подальше в степь. Нашла там цветущее дерево и подвесила — мальчика с западной стороны, девочку – с южной. Дети погибли, а от их слез стало сохнуть дерево. Оно также погибло. Материнское сердце, почуяв неладное, отправилось на поиски. Уставшая мать прислонилась к мертвому дереву и вдруг услышала тоскливые звуки. Чтобы узнать, откуда они исходят, женщина поднялась на дерево, которое от веса сломалось, обнажив полую внутренность. Тут она заметила, что с двух сторон от ветки к ветке тянутся нити — ішек, которые покачиваясь на ветру, создают звуки. «Это все, что осталось от моих деток» — поняла несчастная женщина и вырезала из дерева домбру. Нить с западной стороны была посвободнее, а с южной – потвердее. «Нижняя струна с тонким звуком пусть будет моей дочкой Зарлық, верхняя — погрубее (қоңыр дауыс) — пусть будет моим сыном Мұңлық» — с этими словами мать начала наигрывать на первой домбре. На картине изображено сухое дерево, прислонившаяся к нему в глубоких думах женщина, два надгробных камня ее детям, несчастный хан и несущийся по степи сайгак, символизирующий быстротечное время…

whatsapp image 2022 06 30 at 17.01.47

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Интересен сюжет полотна другого художника Нуртая Жардемова из Уральска. Из расколотого яйца выбирается казах с домброй. Мастер хотел показать, насколько связаны казах с домброй. В каком месте земного шара не находился бы казах, он всегда сможет быстро научиться играть на инструменте, потому что эта способность сидит в его генах, передается по крови. Яйцо в данном случае также символизирует род, его чистоту, желток – это наши степи, а белок в картине изображен бьющимися о берег волнами, течением. Кюи из домбры текут рекою в руках казаха и говорят о глубине культурного наследия предков, заключенном в инструменте. В картине также изображены летающие тарелки, говорящие о техническом прогрессе, несмотря на который казахам нужно сохранить домбру… Наши предки-кочевники жили в прекрасных условиях в гармонии с природой. Сегодня люди перебрались в каменные города и теряют связь с национальной культурой. В благоустроенных квартирах люди отдаляются от природы. А домбра может звучать чисто и красиво только в гармонии с природой…

whatsapp image 2022 06 30 at 17.01.47 1

Во второй картине предстает образ женщины с ребенком с задней стороны, ее голова и коса изображены в виде домбры. Картина «говорит», что мать должна воспитывать детей под звуки домбры. В ней есть мистика — перед женщиной предстает великий кюйши Даулеткерей, играющий на домбре. Женщина с ребенком откликаются на кюи, тянутся к нему.

– Мои работы несут созидательный характер, чтобы каждый мог получить какой-то свой урок жизни. Если мы потеряем культуру, то потеряем все. Нужно пропагандировать национальный инструмент, чтобы каждый ребенок мог играть на нем, не терял связь со своим родом, предками, — говорит художник.

whatsapp image 2022 06 30 at 17.01.45

МЫ — В ЕДИНОЙ СВЯЗКЕ

Домбра – сакральна для казаха, как и лошадь в моем понимании. Понятие «казах — домбра — лошадь» неразрывны. Об этом моя работа. Наши батыры, тот же Махамбет, всегда были с домброй, наравне с оружием. Домбра могла была стать таким же оружием против врага. Ее звуки поднимали дух воинов, придавали смелость, бесстрашие. Слова из песен вели в бой. Моя работа — диптих (две картины на одну тему), называется «Дүрбелең». У нашего народа остался страх из-за прошедших тяжелых событий. На первом плане два жеребца в схватке, черный и белый. Это борьба добра и зла, но добро всегда победит. Черный скакун проигрывает. На второй картине мужчина играет на домбре, у него босые ноги, видно, что бежал, в чем был. В степи сумерки, красная заря заката говорит о тяжелых событиях для народа. Но за темными тучами, далеко видны светлые тона, значит, будет рассвет. Будущее — светлое. Эта картина во мне зрела, можно сказать, 10 лет, с жанаозенских событий, а еще был январь… Кони мечутся, как будто в западне, это мой народ, который не может выбраться. Но после заката обязательно будет рассвет, — рассказывает мастер из Алматы Сырым Орманбаев.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button