Культура

Провиденье

2008 год. Адилхаир Жантасов работает над картиной «Бақталас». На полотне шесть коней без всадников, но в азартной борьбе за первенство. И то ли краска лишняя осталась на кисти, то ли мгновенный, необъяснимый порыв творчества, художник, отвлекшись на секунду, дважды мазнул синей краской в правом верхнем углу полотна. Получилось облако. Картина завершена и теперь радует глаз сотрудников редакции районной газеты «Дендер».

А в этом году Адилхаир по приглашению крупного киприотского предпринимателя Суата Гюнселя в числе других казахстанских художников побывал на Кипре и написал несколько картин.

Для справки: Суат Гюнсель — чрезвычайно известная личность, особенно у себя на Родине – в северной части Кипра, которая называется Турецкая Республика Северного Кипра. Когда-то, будучи маленьким мальчиком, будущий миллиардер мечтал о собственной автомобильной фабрике. Однако прошло много лет, и вместо одного автомобильного завода Суат создал сразу несколько компаний и заведений, среди которых гостиница, банковское предприятие, бензоколонка, а также издательская компания. Началом столь крупного бизнеса стали деньги, полученные Суатом в результате залога его собственной квартиры. Основное детище миллиардера — университет Near East University – самое крупное учебное заведение в северной части Кипра, а также множество иных компаний.

Очередным проектом миллиардера стало строительство музея. По замыслу автора, это должен быть один из самых крупных музеев мира, на момент открытия которого на стенах должны висеть двадцать тысяч работ художников из тюркских государств планеты Земля. Причем, большая часть картин должна писаться на Кипре – во владениях самого Суата Гюнселя. С этой целью и приглашает предприниматель к себе художников со всего мира, обеспечивает всем необходимым для работы и платит по 500 долларов на карманные расходы. Так на Кипре оказался и Адилхаир Жантасов.

— Я повез в подарок две свои ранее написанные картины «Утро» и «Кентавр», — говорит известный художник, — и там за пятнадцать дней написал еще четыре работы.

А теперь о картине, упомянутой в начале статьи. Поскольку его работы будут висеть в другой стране, Адилхаир постарался передать в своих картинах дух казахского народа, а потому задумал написать другой вариант – «Бақталас». И в процессе работы вдруг обнаружил, что то самое пятно на правом верхнем углу почти в точности повторяет контуры Кипра на политической карте мира. «Может быть, и Суат би заметил это, но когда ему показали картину, он сам пришел ко мне на рабочее место, — говорит художник, — а это бывает чрезвычайно редко, ведь у человека такого масштаба хватает и других забот. Так вот он пришел поговорить со мной, попросил увеличить число лошадей до девяти, поскольку девять — его любимое число, и пообещал, что эта картина будет висеть в центре выставки». Адилхаир новый вариант картины назвал «Көкпар», как оказалось, турки знают о нашем национальном виде спорта, а в последнее время он даже становится популярным. Так два мазка, сделанные в 2008 году, стали поводом для личного знакомства с известным человеком и предопределили место картины в будущей коллекции будущего музея. «Наверное, это рука провидения», — Адилхаир сам удивляется.

А на местности, где расположено поместье олигарха, есть гора Besparmak, значение слова казахстанцам объяснять нет необходимости, но надо отметить, что гора названа не в честь нашего национального блюда. Дело в том, что она имеет пять вершин, напоминающих большой палец на руке человека, а в тюркских языках бармак, пармак – именно большой палец, а другие пальцы – саусак. Так вот, второе совпадение: картина, подаренная Адилхаиром музею Суата, «Толағай», изображает кентавра, держащего на вытянутых вверх руках гору, до боли напоминающую тот самый Besparmak. А между тем она написана в 2013 году, когда о Кипре живописец и не помышлял. Еще одно знаковое совпадение.

— А эта картина, наверное, стала причиной того, что организаторы в числе других выбрали и меня для участия в нем, — говорит сам художник, — опять провидение?

Так одна работа прошлых лет определила нынешнюю поездку художника на Кипр, а вторая — почетное место в будущей коллекции для своего другого варианта.

 — А для наиболее полной передачи нашего, казахского, духа я написал две картины на тему «Абай», ведь в эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» переданы все нюансы казахского быта, казахской истории, казахского менталитета, со всеми недостатками, со всем величием. Абай — это отдельная философия, — так объяснил художник свой выбор тематики. Эти две картины называются «Абай» и «Лирика Абая». Еще две работы, написанные на Кипре, — это «Взгляд на мир» и упомянутый выше «Көкпар».

Надо отметить, что организаторы продолжают отбор картин, до героя этой статьи там побывали и поработали многие художники из Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Татарстана, Башкирии… Разумеется, не одна делегация наших казахстанских мастеров кисти будет и после.

Через год киприот намерен официально открыть свой музей, и мы бесконечно рады, что в большой коллекции картин будут работы казахстанских мастеров, а как минимум одна работа нашего земляка займет почетное место в новом храме живописи.

Кайрат САТАЕВ, фото из архива А. Жантасова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button