В этом году исполняется 230 лет со дня рождения предводителя народного восстания Исатая Тайманова
В честь этой даты в областном филиале партии «Nur Otan» прошла научно-практическая конференция под названием «Исатай батыр Тайманұлы — азаттық жолындағы күрескер». Вел конференцию первый заместитель областного филиала партии Нурлыбек Ожаев.
— Как отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев, сегодня мы живем в независимом Казахстане, об этом дне мечтали наши предки, путь к независимости был труден, но еще труднее его сохранить. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость дороже всего» отметил, что дальнейший путь развития страны и наши взгляды должны перекликаться с национальными ценностями. Сегодняшнюю конференцию мы посвящаем 230-летию великого сына казахского народа Исатая Тайманова, — сказал в приветственном слове Н. Ожаев.
Известные ученые-историки, краеведы в своих докладах рассказали о своих находках в изучении жизни народного героя Исатая Тайманова. Прозвучали интересные факты из биографии батыра.
Как единогласно отметили участники конференции, одна из главных задач общественности — это включение мавзолея Исатай батыра в республиканский реестр памятников культуры, охраняемых государством.
Напомним, в июле 2014 года при поддержке жителей Исатайского района в местности Шейтсай Актюбинской области на месте захоронения Исатая Тайманова был установлен мавзолей. До этого, в 1991 году, в местности Шейтсай было установлено надгробное сооружение в честь 200-летия со дня рождения батыра. Из Мангистау были привезены 52 камня весом по 2,5 тонны каждый. Внутри мавзолея есть изображение Исатая Тайманова, высечены годы жизни батыра и его сына Оспана, который похоронен рядом с отцом. Стены мавзолея также украшают строки из стихотворения Махамбета: «Арыстан туған Исатай, дегеніне жете алмай арманда өтіпкетті деп, қиналсаңыз біздерге мың сан рақмет сіздерге».
Трагическая веха пути к независимости
Исатаевед, лауреат премии имени Махамбета, академик Академии общественных наук и истории РК, профессор Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Амангельды Шамгонов в своем обширном докладе рассказал личности батыра, причинах восстания, этапах сражений и о современных потомках Исатай батыра.
По словам исследователя, во второй четверти XIX века в западном регионе Казахстана, в том числе в Бокеевской Орде, сложилась особая социально-экономическая и политическая ситуация. Шло вытеснение многовекового уклада кочевой жизни казахов, наступил переходный период. Его главными чертами были введение частной собственности на землю, что противоречило традиционным устоям, существовавшим на протяжении веков. Также царская власть поменяла прежнюю систему управления на колониальное господство. А хан Бокеевской Орды Жангир был практическим проводником политики царского правительства, которая заключалась в колонизации казахской степи.
По сведениям историков, Исатай Тайманов родился в 1791 году в местности Тайман жалы Кызылкогинского района Атырауской области. В 1808 году аул Таймана через реку перекочевал в Бокеевскую Орду. До этого здесь на государственной службе находился брат Таймана – Жабал, он был старшиной рода Бериш. После смерти Жабала в 1812 году старшиной был назначен Исатай Тайманов. Предложение Бокей хана о назначении Исатая старшиной было утверждено оренбургским генерал-губернатором Г.Г. Волконским в 1814 году. Здесь можно сказать, было две причины назначения 21-летнего Исатая старшиной. Во-первых, смерть дяди старшины Жабал Бегалиулы. Во-вторых, уже в молодом возрасте Исатай отличался лиерским качествами, в то же время был добр к людям и непремирим к врагам, отмечают историки.
Причины восстания
По словам профессора Шамгонова, народное восстание под предводительством Исатая и Махамбета имело две основные цели. Первая цель была направлена против местных хан-султанов. В то время Карауылкожа Бабажанов, Балкы Кудайбергенов и другие феодалы усилили давление на народ, полагаясь на поддержку Жангир хана. Старшины родов, как Исатай и Махамбет, неоднократно обращались к хану, видя творимый им произвол над народом. И не дождавшись ответа от хана, они призвали народ к вооруженному восстанию.
С другой стороны, восстание батыров было направлено против колониального гнета царской власти. Оазисы на северном побережье Каспийского моря принадлежали русскому князю Юсупову. В суровые зимние морозы казахи гнали скот в камыши, стараясь уберечь его от холода. А помещики требовали за это большую плату или косить тростник и оказывать другие услуги. Караулкожа Бабажанов, с особым рвением выполнял требования помещиков, чем вызвал гнев у народа. Восставшие требовали от Жангир хана его убрать. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг озер Камыс и Самар. Казачьи войска, верно служившие царю, вытеснили казахов из окрестностей озера, разрешив им только летом ловить рыбу и заготовливать корма для скота. И эти обстоятельства привели к восстанию. Причем, вплоть до 15 ноября 1837 года, то есть до нападения царских войск, повстанцы просили оренбургского военного губернатора В.А. Перовского вмешаться и помочь народу. В восстании также участвовали 12 старшин и бии, которые были недовольны политикой управления Жангир хана.
Осада хана
По сведениям ученых, в конце октября 1837 года повстанцы во главе с Исатаем осадили ханскую орду. В это время восстание достигло кульминации и распространилось по всей Бокеевской Орде, число повстанцев превысило 2 тысяч человек. Осажденный хан просит 10-дневный срок для обдумывания требований, предъявленных повстанцами. Кабыланбай, Уба, Сегиз Сери, Науша и другие батыры настаивают на том, чтобы не давать время, войти и истребить ханскую орду. Но Исатай соглашается на условия хана, и начинаются переговоры.
Тем временем отсроченные десять дней используются Жангир ханом в своих интересах, он вызывает войска из Оренбурга для подавления восстания.
Вот что рассказывает об этом д.и.н., профессор З. Алдамжаров: «Основной целью Исатая было не захват хана, а попытка направить восстание в русло национально-освободительной борьбы, исключив разделение казахов и взаимное кровопролитие, оказав давление на хан-султанов и склоняя их под свое влияние. Исатай хотел объединения казахов, чтобы привлечь в свою сторону хана и его окружение для дальнейшего противостояния царской армии. Во-вторых, у Исатая был план переправиться через лед и перейти на территорию Младшего жуза».
Почему Исатай заключил военно-политический союз с султаном Каипкали Есимовым? По словам профессора Шамгонова, после перехода к Младшему жузу Исатай батыр пришел к выводу, что для масштабного развертывания восстания необходимо объединяться со всеми противниками колониальной политики Российской империи. Еще в 1827-1829 годах султан К. Есимов организовал на территории Бокеевской Орды борьбу с колониальной политикой царской администрации, которую осуществлял Жангир хан. За это он был заключен в Оренбургскую тюрьму, откуда в 1830 году бежал и прибыл в Хивинское ханство. Хивинский хан назначил его Мангистауским ханом. В 1836-1837 годах Каипкали организовал национально-освободительное восстание против насилия царских чиновников над адайскими аулами. И тогда Исатай приходит к соглашению с Каипкали Есимовым, чтобы укрепить свое войско и рассмотреть способ победы над врагом. В результате этого соглашения под командованием Исатая и Каипкали было собрано около 3 тысяч повстанцев.
Битва при Тастобе
По мнению ученых, именно битва при Тастобе в Нарынских песках решила судьбу первого этапа восстания. В архиве обнаружено письмо подполковника Геке генерал-губернатору В.А. Перовскому: «Внезапно на расстоянии 4-х км к нам навстречу вышла большая группа всадников. При приближении я сразу узнал Исатая Тайманова, который выделялся среди 500 всадников. Хотя мы двигались вперед, Исатай не проявил ни малейшего интереса». Смелый батыр сам возглавил всадников против пушек. Атака всадников была настолько неожиданной, что один из карательных отрядов отступил. «Казахи, хорошо сидящие на коне, и умело держащие копье, продолжали теснить ряды солдат, вскоре среди них началась паника», — пишет Геке.
Резня в Акбулаке
Акбулакская битва закончилась трагически в первую очередь из-за неожиданности. 500 восставших сарбазов под предводительством Исатая и Махамбета направлялись на Суыкбулак к султану Баймагамбету Айшуакову, проводившему колониальную политику царской власти. Однако на берегу реки Акбулак они столкнулись с карательной армией во главе с полковником Геке, с ними был и Баймагамбет Айшуаков. Карательная армия во главе с Геке была готова к встрече с целью разгрома повстанцев и взятия в плен Исатая и Махамбета. Исатай с сарбазами вступили в бой с отрядом во главе с Баймагамбетом, который быстро отступил туда, где их ждал Геке. И в этот момент выстрелы из пушек начинают крушить ряды повстанцев. Во время боя у Исатая был шанс спастись. Однако, опасаясь, что его сыновья Оспан и Досмаганбет попадут в руки карательного отряда, он приказал Махамбету и Убе спасти сыновей, а сам продолжил сражаться. Здесь сначала гибнет его лошадь, а затем пуля попадает в Исатая. Исатай погибает, и это решило исход боя.
По словам Шамгонова, в восстании вместе с отцом участвовали сыновья Исатая — Жакия, Акай, Оспан и Досмаганбет. Жакия попал в руки карательной армии в декабре 1837 года и был осужден военным судом в 1838 году. Он был выслан в Сибирь на каторгу, откуда не вернулся. Акай и его мать Мылкым погибли во время битвы при Тастобе 15 ноября 1837 года. Оспан был тяжело ранен в битве у Акбулака и вскоре скончался. Его тело похоронено в Шейтсае вместе с отцом. А Досмаганбет спасся, благодаря резвому коню. В декабре 1837 г. жена Исатая Несибели и младший сын Динбаян, попавшие в плен врага, были отправлены в орду. Там на свет появился последний сын Исатая — Альпияр. Сегодня в городе Атырау проживают потомки Досмаганбета, Динбаяна и Альпияра. В начале 2000 годов при содействии профессора АГУ Жамигы Тажиковны Танатаровой нашлись потомки Досмаганбета Исатайулы в Астраханской области.
В 2014 году в Шейтсае был возведен мавзолей Исатаю и Оспану. Стоит отметить, что большую заслугу в возведении мавзолея в те годы внес аким Исатайского района Нурлыбек Ожаев. Впереди, по замыслу Н. Ожаева, стоит задача поставить на этом месте стеллу ближайшим соратникам Исатая и Махамбета.
Рукописи об Исатае
По словам выступавших историков, информация об Исатае Тайманове стала появляться только во второй половине XIX века. В том числе от русского журналиста Никиты Савичева. С помощью архивных данных он опубликовал статью «Исатай Тайманов — старшина Внутренней Орды». В нем он описывает подвиг Исатая, сравнивая его с метеором. «Именно этот метеор является тем, кого чтит народ, имеющий образ благородного героя с глубоким интеллектом».
Также писатель-историк Александр Рязанов на основании архивных данных написал монографию «Восстание Исатая Тайманова (1836-1838 гг.)». Рязанов, давая высокую оценку предводителю восстания, отметил, что Исатай «должен быть поставлен в ряды национальных героев казахского народа». Выдающийся историк Казахстана Виктор Шахматов в 1946 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Внутренняя Орда и восстание Исатая Тайманова», на основании которой написал монографию. Халел Досмухамедов написал книгу «Исатай — Махамбет», а в конце XX века ученым, широко исследовавшим восстание Исатая — Махамбета, был Иса Кенжалиев.
Исатай мечтал об объединении народа
По словам профессора, доктора исторических наук Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Лескали Бердигожина, история народно-освободительного движения 1836-1838 годов пока не получила должной и справедливой оценки исследователей. Дело в том, что как до Октябрьской революции 1917 года, так и во время постсоветского периода этот вопрос рассматривался только с точки зрения господства односторонней классовой идеологии. Изменения в обществе в связи с независимостью позволяют по-новому описать нашу историю.
Кто был на самом деле Исатай Тайманов? Задача отечественных историков ответить на вопросы о том, почему народ, не последовавший ни за ханом, ни за другими батырами, пошел за Исатаем, как Исатай смог разрешить междусобицу среди старейшин родов и врагами, как смог убедить перейти под свое крыло Каипкали султана и Науша батыра, которые нашли приют у Хивинского хана?
Почему восстал Исатай, имевший власть и состояние? В русских документах приводится в качестве причины убийство пастуха и угон скота. Но настоящие причины четко изложены в стихотворениях Махамбета. Также нельзя оставить без внимания данные исследователя Никиты Савичева, отразившего в поэтических произведениях Исатая, как борца, вождя, оратора и смелого батыра. Как бы тяжело ему ни было, он всегда находил выход. Судьба не могла его сокрушить, Исатай сам создавал свою судьбу».
Анализируя и сравнивая произведения поэтов-жырау, произведения русских и советских, казахстанских исследователей, архивные данные об Исатае, можно резюмировать, что Исатай Тайманов был великим батыром, отличавшимся лучшими человеческими качествами, он навсегда останется в истории вождем освободительного движения народа.
Последнее пристанище батыра — Шейтсай
Заслуженный деятель культуры РК, почетный журналист РК, главный редактор республиканского журнала «Сарайшык» Исатай Балмагамбетов.
— Мечтая о будущем, мы должны помнить о славном прошлом. Вопрос о строительстве мавзолея Исатаю Тайманову начал решаться в бытность акима Исатайского района Нурлыбека Ожаева. Был подписан меморандум о двустороннем сотрудничестве с администрацией Кобдинского района Актюбинской области и был поднят вопрос строительства мавзолея батыра. По горячим следам в Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамедова была организована республиканская научно-практическая конференция «Роль краеведения в изучении национальной истории» с участием известных исследователей Западного региона, — сообщил И. Балмагамбетов.
Он напомнил, что среди краеведов и историков были споры о месте захоронения Исатая батыра. К примеру, писатель-историк Г. Утебали, опираясь на сведения прежних исследователей, написал, что останки батыра находятся в местечке Акбулак — Шолакмола. В статье Х. Досмухамедова «Казахские батыры: Исатай, Махамбет», опубликованной в 1924 году в журнале «Сауле», говорится: «…Исатай умер в 1838 году, когда ему было сорок девять лет. Он похоронен на Шолакмола у реки Киыл в уезде Темир. Махамбет умер в возрасте сорока двух лет в 1845 году…»
Но профессор Амангельды Шамгонов подверг сомнению эти выводы, отметив, что в данной статье имеется ряд несоответствий, связанных с данными жизни Исатая и Махамбета батыров «Во-первых, полностью доказано, что Исатай батыр погиб не в 49 лет, а в 47. Во-вторых, не вызывает сомнений и тот факт, что Махамбет Утемисов погиб не в 1845 году, а в 1846 году в возрасте 43 лет. А то, что Исатая похоронили в Шолакмоле, вызывает большие сомнения. Затем в последней части статьи Х. Досмухамедович пишет: «…То, что мы пишем об Исатае, Махамбете, не следует понимать как историческое слово, это итог каждого услышанного разговора…».
В общем, географически Шейтсай и Шолакмола не так далеко друг от друга, они оба находятся в районе Акбулака. В выдержке из исследовательской статьи ученого-историка Исатая Кенжалиева «Последний этап крестьянского восстания под руководством Исатая» говорится:
«Небольшая река Акбулак берет начало на северо-западе от хребта Жосалы, параллельно с рекой Киыл поворачивает на восток и впадает в реку Караганда. А Караганда через 5-10 километров, пересекая горы Кора и Дербисали, впадает в реку Киыл. В этом месте река глубокая, здесь и погиб Исатай. Шейтсай находится на правом берегу реки Караганды. Так, легенда и архивные данные свидетельствуют о том, что здесь произошла последняя битва Исатая…».
Также известный журналист Аскар Идош на основе документов подтверждает предположение о захоронении Исатая в Шейтсае. Он опирается на вывод дважды посетившего Шейтсай в 1978 году известного ученого-антрополога Ноэля Шаяхметова. Позже об истории приезда Н. Шаяхметова написали многие журналисты разных изданий. Кроме того, известный писатель, исследователь Анес Сарай в своей работе «Исатай — Махамбет», назвав последнюю битву «резней Акбулак», отметил, что погибшие восставшие были похоронены в Шейтсае.
Аскар Идош дает конкретные сведения об обнаружении останков Исатай батыра: «…Даже в 1988 году было очень мало людей, которые знали, кто проводил раскопки. Я обратился к журналисту М. Шукуранову, который в то время работал в Кобдинской районной газете. Он дал много устных и письменных сведений. Так, житель села Акираб Кубаш Муканов, работавший почтальоном, рассказал подробности сражения, и как место последнего пристанища Исатая с его сыном Оспаном указал Шейтсай. Когда он был ребенком, его дед специально водил его в эти места, показал и рассказал, чтобы не было забыто место потомками.
В газете «Қазақ әдебиеті» от 14 декабря 1962 года вышла статья «Могила Исатая». В той же статье говорилось, что найдена могила Исатая и здесь установлен знак, но нужно поставить памятник. Все крупные ученые-исследователи истории Исатай-Махамбетского движения тогда были живы, но ни один из них не подверг сомнению этот факт.
В ходе конференции состоялась презентация книги Амангельды Шамгонова «Ұлы Дала батыры – Тайманның ұлы Исатай», символическую ленточку разрезали Нурлыбек Ожаев, ректор Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Саламат Идрисов и автор Амангельды Шамгонов. Также исатаевед Шамгонов предложил в юбилейный год отдать дань памяти Исатая батыра и учредить медаль «Исатай батыр».
Также прозвучало предложение в этом году на базе Атырауского университета имени Х. Досмухамедова в честь 230-летия Исатая Тайманова организовать республиканскую научно-практическую конференцию. Еще было предложено установить бюст на территории школы имени Исатая Тайманова в мкр. Жумыскер.