У колыбели Золотой Орды
Побывать на Улытау, посетить мавзолей Джучи и Едиге, увидеть жидкую медь, обретающую разные формы. Таковой была программа экспедиции по Карагандинской области, в которой участвовала молодежная делегация Атырауской области.
В честь 750-летия создания Золотой Орды Карагандинское управление культуры, архивов и документации совместно с областным историко-краеведческим музеем организовали для атырауской делегации научно-познавательную экспедицию по шахтерскому региону. Экскурсионное мероприятие проходило в рамках программы Елбасы Нурсултана Назарбаева «Рухани жаңғыру» и его статьи «Ұлы даланың жеті қыры». Своими впечатлениями с нашей газетой поделилась член экспедиции, экскурсовод Атырауского областного историко-краеведческого музея Айдана Мурсалимова.
По сакральным местам
– Специалисты Карагандинского историко-краеведческого музея во главе с руководителем областной инспекции по охране историко-культурного наследия Тулкибаем Сактаганулы составили программу и организовали для нас познавательную экскурсию по историческим памятникам региона, – рассказывает Айдана. – Первую остановку наша экспедиция сделала в Жанааркинском районе, попавшем в Книгу рекордов Гиннесса за одновременное приготовление десяти тысяч литров кумыса. Кстати, здесь нас угостили медовым кумысом. После обеда наша делегация остановилась у мавзолея Жубан ана. Культурный памятник XI века находится на правобережной части реки Сарысу Жанааркинского района. Сведений, связанных с личностью Жубан ана, сохранилось очень мало. Однако тот факт, что ее мавзолей еще со средневековья называют «Әулие молда», доказывает: женщина обладала особым даром лечения. И сегодня не прекращается поток людей в поисках чудесного исцеления. Нам рассказали про Талмас ата, жившего на берегу реки Сарысу. Согласно легенде, он останавливался переночевать у мавзолея Жубан ана, а также у некрополей Болган ана и Берген ана. Его лошадь Желмая, взмывая над песками, опускалась на землю только у названных некрополей.
На второй день атыраускую экспедицию радушно встретили в Жезказганском историко-археологическом музее. После обеда делегация посетила древний памятник эпохи Золотой Орды – мавзолей Болган ана. Сведения о Болган ана поступали благодаря устному народному творчеству XVIII-XIX веков. Впоследствии мавзолей полностью исследовал и дал характеристику известный ученый Алкей Маргулан. Существует несколько легенд о личности женщины. В одной из них говорится, что она была снохой Алаша хана, в другой – женой правителя в XV веке. Кстати, во время проведенных археологических работ в прошлом году в этом мавзолее были найдены золотая чашка с изображением тюльпана, пара золотых серег и одежда.
О чем поведала домбра
– Самым интересным для нас стал третий день экспедиции, когда мы посетили мавзолей Джучи хана, – продолжает Айдана Мурсалимова. – Нам рассказали легенду о смерти этого хана. Как гласит предание, на подножиях Улытау расположилась ставка сына великого Чингисхана. Джучи хану очень нравилась эта местность, и он часто устраивал здесь охоту. В тот день Джучи встретил на своем пути табун куланов, а выпущенная им стрела ранила предводителя табуна – айгыра. Следующей мишенью стали кобылицы с жеребятами. Однако раненый айгыр, стараясь защитить свой табун, напал на хана, свалил его с лошади и загрыз. Сообщить черную весть Чингисхану свита побоялась. Но скоро окольными путями хан все же узнал о страшной трагедии. Тогда великий завоеватель объявил: «Кто донесет до меня черную весть о моем сыне, тому глотка будет залита свинцом!» Никто не решался сообщить ему о трагедии. За дело взялся жыршы Кетбуга. Выстругав из березы домбру и натянув струны, он идет во дворец хана, садится у его ног и начинает играть на домбре «Аксак кулан». Струны домбры повествуют, как молодой хан отправился на охоту и встретил табун куланов. Джучи ранит айгыра, а разъяренное животное, напав на хана, безжалостно убивает его. Говорят, не было человека, узнавшего из протяжных звуков домбры о гибели ханского сына, который не оплакивал бы его вместе с великим ханом…
Первым исследователем мавзолея Джучи хана был упомянутый Алкей Маргулан. Во время изучения культурного памятника он обнаружил, что кирпичи погребального объекта имеют надпись арабской вязью, означающую «влияние». В мавзолее были обнаружены останки двух человек – Джучи хана и его старшей жены – байбише. В 1946 году произведено вскрытие погребения. В нем сохранились фрагменты правой тазобедренной кости и бешпета (верхней одежды). Тогда же были подтверждены обстоятельства смерти хана от айгыра.
– Хочу отметить, что мы получили незабываемые впечатления от посещения мавзолея Джучи хана, – делится Айдана. – В тот момент я почувствовала свою причастность к истории, как будто сама оказалась перед великим правителем страны Дешт-и-Кыпшак. Несмотря на то, что нас разделяет столько веков…
Восхождение на Улытау
В ходе поездки члены экспедиции совершили восхождение на вершину горы Улытау.
– Путь был очень труден, я быстро устала, но, собрав все силы, продолжала идти наверх, – рассказывает Айдана. – Достигнув вершины, мы радовались как дети. Это был поистине исторический день – мы смогли одолеть высоту в 1 134 метра! Это – подарок судьбы! На этой высоте мы посетили захоронение Едиге би. Я поражена: какой невероятной силой обладали наши предки, доставившие тело почитаемого воина на вершину горы! По рассказам специалистов, Едиге би был близким соратником Тохтамыс хана, правившего Золотой Ордой в 1380-1395 годы. Они вместе основали Ногайское ханство. Доказательством тому – устное творчество казахов, каракалпаков и башкиров, где имя Едиге упоминается в качестве основателя Ногайской орды. Едиге би нашел свой вечный покой на самой высокой вершине горы Улытау, названной его именем. Спускаясь с горы, мы направились на вершину Алтыншокы. В этом месте в 1391 году, по исчислению Хижры, Амир Темир остановился со своим 200-тысячным войском. Причина – нарушение договоренностей между правительством Золотой Орды с Тохтамыс ханом. Пораженный красотой природы здешних мест, Амир Темир со словами «Пусть останется память о моем пребывании здесь!» высек на метеоритном камне свое имя и дату. К сожалению, тот камень был вывезен и сейчас хранится в музее Санкт-Петербурга.
Как оживает медь
На пятый день атырауская экспедиция посетила Улытауский район.
– Здесь, в поселке Жезди, мы посетили музей горной руды и плавильного дела имени Макена Торегелдина, – продолжает Айдана Мурсалимова. – Нашу делегацию встретила директор музея Зейпин Зикиркызы. Она сама провела экскурсию, поскольку большинство экспонатов находилось под открытым небом. Показать процесс плавки руды посредством театрализованного представления стало удачной идеей: мы смогли увидеть, как плавится медь и как она обретает форму. На моих глазах форма птицы феникса заполнилась жидкой медью, а полученный сувенир был подарен мне на память. А еще оставило прекрасное впечатление знакомство с заместителем акима Улытауского района Багдатом Тилеулиулы. Его красивый литературный язык сразу завоевал наши сердца – говорил он стихами. Его выражения я даже записала в блокнот.
В последний день экспедиции мы поехали в комплекс Теректи-аулие. Легенда рассказывает, как заблудившийся одинокий путник оказался в этой местности. Здешние камни стали его убежищем, а вода из источника спасла от смерти. С тех пор люди стали говорить о сакральности этого места. Камни данной местности имеют разнообразные петроглифы. Особенно много в них изображений лошадей. Комплекс состоит из камней. Вход и выход имеют специальную дорожку. Сначала посетители должны сами взобраться на камень высотой полтора-два метра, а потом семь раз обойти узкое место. Считается, что человек, не сумевший выполнить эти условия входа, имеет много грехов. Лично мое внимание привлек человеческий след на камне, расположенный на самом верху. Оказалось, здешние люди называют этот камень жайнамаз («коврик для намаза»). То есть это следы человека, читавшего намаз. Мы почувствовали здесь особую энергетику и не спешили покидать это место, – завершила свой рассказ Айдана Мурсалимова.
Алма ТУРГАНОВА