СТРАСТИ ПО ТЕХОСМОТРУ

120329 05 Город

Оставить в частных руках или вернуть обратно в дорожную полицию?

Этот вопрос до сих пор волнует казахстанских, в частности, атырауских автолюбителей, которые в своих мнениях разделились на два фронта. Одни считают, что передача функций, касающихся технического осмотра, от дорожной полиции в частные автоцентры с целью упразднить коррупцию — весьма спорное дело. Вдобавок не многие частные СТО оснащены специальным оборудованием, нет у них и достаточного числа  профессиональных сотрудников для этого дела. Оппоненты этого мнения говорят, что хуже от этого не будет и теперь водительская братия перестанет сталкиваться с бюрократией в ведомстве дорожной полиции, следовательно, отпадет необходимость давать «на лапу».

 

Как это у нас

В Атырау с недавнего времени активно вступило в игру под названием «Технический осмотр» ТОО «Атырау Лада», расположенное по улице Гагарина, 105а. Пока по городу оно является единственным частным предприятием, на базе которого производится мониторинг технического состояния транспортных средств. Несмотря на большой поток авто (в нефтяной столице их более 60 тысяч), представители сервиса уверяют, что отлично справляются с работой.

— В среднем в день у нас проходят техосмотр от 50 до 80 машин, — рассказывает директор организации Есен Кошкаров. — Мы обслуживаем как физических, так и юридических лиц. Спектр транспортных средств разнообразен — от легковушек до грузовых. Транспорт иностранных компаний мы тоже мониторим. Есть специальные положения, по которым ведется их учет.

Для прохождения технического осмотра необходимо представить техпаспорт автомобиля. Подтверждение об уплате налога на транспорт за текущий календарный год или подтверждение на право освобождения от его уплаты. Договор об обязательном страховании. Проверка проходит по восьми пунктам. Это осмотр тормозной системы, рулевого управления, обзорности стекол, внешних световых приборов, колес, шин и подвесок. Также проверяют содержание вредных веществ в выхлопных газах и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси. В последнем пункте — состояние и функционирование прочего оборудования (ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель).

Корреспонденты газеты «Прикаспийская коммуна» побывали в ТОО «Атырау Лада» и сами увидели, как проходят техосмотр атырауские автовладельцы.

— Честно сказать, нам несколько легче было организовать станцию техосмотра, — говорит глава ТОО «Атырау Лада». — Многие предприниматели, владельцы СТО, не смогли осилить финансовый порог — специальное оборудование сейчас стоит очень дорого. Более сорока миллионов тенге выходит по затратам. Дело в том, что мы еще в середине девяностых закупили его. Оно у нас прошло проверку, сертифицировано. К нам приезжали специалисты из Алматы и тестировали его, одобрили. Теперь вот пригодилось.

 

С чего начинается ТО

Итак, пошагово. В первую очередь, клиент идет в помещение, на входной двери которого висит табличка «Техосмотр». Внутри находится регистратура и касса. В качестве информационного подспорья на стенах вывешен прейскурант с видами авто и ценами на их технический осмотр. Легковые машины оцениваются от 3000 до 3500 тенге. Автобусы — 3500, грузовой транспорт — от 4000 до 5000. Мотоциклы и прицепы — по 500 тенге.

— Здесь владельцы автотранспорта получают диакарту, — рассказывает Есен Кошкаров. — В перечне ее как раз указаны пункты, которые отмечаются или не отмечаются в процессе прохождения ТО. Естественно, регистрируются данные водителя и номер автомобиля. Если по всем пунктам авто в порядке — выписывается талон подтверждения. Тот самый, который раньше выдавали в госавтоинспекции, а позднее — в дорожной полиции. Собственно говоря, это займет всего 20-30 минут. Все зависит от технического состояния машины.

Как отметил Есен Кошкаров, сейчас поток автомашин стабилизировался.

— Первое время с недоверием многие относились к такой затее, — говорит он. — Но теперь наблюдается наплыв клиентов.

Когда мы вышли во двор, на платформу, где проводится технический осмотр, как раз заехала машина, встав передними колесами в выемку барабанного эскалатора. Оператор в кабинке нажал на пуск и эскалатор начал вращаться под шинами, после чего водителя попросили нажать на тормоз. Так проверяют систему торможения. Если идет прокрутка колеса — значит, тормоза плохо держат, и это уже неисправность.

— У нас две платформы, которые работают параллельно, — пояснил Есен Кошкаров. — То есть, можем проверять больше машин.

На эстакаде второй платформы также разместилось авто. Техник развернул газоанализатор, дымомер и электронный прибор проверки света фар.

— Все показатели отображаются на мониторах компьютеров, — прокомментировал работник предприятия. — Один служит для техника, другой — для хозяина машины, который может видеть данные и быть уверенным, что его не обманывают.

Если есть неисправности, автовладельцам дается десять дней на то, чтобы их устранить. После этого хозяин «железного коня» может со спокойной душой пройти техосмотр повторно. При этом, что важно, повторная оплата взиматься не будет. Кроме стационарной точки, у организации есть мобильная станция, которая может выезжать для тестирования в районы. 15-25% водителей автомобилей Махамбетского, Индерского и Исатайского районов уже пользовались услугами такого сервиса по ТО.

Также есть и параметры, которые учитывают частоту прохождения ТО. Если автомобилю больше 7 лет, технический осмотр по Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним» должен проводиться ежегодно. Автомобили в возрасте от 3 до 7 лет — не реже чем раз в два года. С периодичностью каждые 36 месяцев — транспорт «не моложе» 3 лет. Общественный транспорт (автобусы, микроавтобусы, такси) проходят ТО два раза в год, независимо от форм собственности и года выпуска.

Что касается взяток техникам — «Давай, я тебе подкину денежку, а ты мне талон по-быстрому сделаешь без прохождения ТО», то директор ТОО «Атырау Лада» Есен Кошкаров категорически отверг подобное предположение.

— Я уже уволил трех операторов за такое дело, — прокомментировал он. — С этим у нас строго. Во-первых, мы единственное предприятие в городе, все равно все авто к нам прибывают. Во-вторых, мне бы не хотелось, чтобы о нас в Атырау сложилось негативное мнение. Мне важна репутация. И потом, наши работники получают достаточно хорошую зарплату. В этом отношении у нас все гладко. Поэтому я не вижу смысла во взятках. Зачем, зарабатывая нормальные деньги, создавать себе лишние проблемы?

Ход технического осмотра и вообще всю работу автоцентра контролирует транспортный инспектор, который следит за законностью проведения технического осмотра автомобилей.

Обсудить данную публикацию вы можете на сайте газеты «Прикаспийская коммуна» www.pricom.kz. Кстати, в ближайшем будущем на нашем веб-портале будет организована возможность голосования, где читатели «Прикаспийки» смогут отдать свой «клик» за или против нововведения, касающегося передачи ТО в частные руки.

Евгений САМАРИН,

фото Амангельды

МУТИГУЛЛИНА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Нурбек

    все это замечательно но простая арифметика (50 + 80) / 2 = 65 машин в день в среднем «- В среднем в день у нас проходят техосмотр от 50 до 80 машин, – рассказывает директор организации Есен Кошкаров.», далее «Несмотря на большой поток авто (в нефтяной столице их более 60 тысяч)» 60000 / 65 = 923 дня. Данное подсчеты не охватывают автотранспортные средства в районах области, но даже без них получается для прохождения техосмотра всех автотранспортных средств только города необходимо 2,5 года с работой СТО ежедневно, а насколько мне известно данное СТО работает 5 дней в неделю.
    Извечный вопрос «что делать?» тем кто физически не успел…

  2. Игорь

    Здравствуйте. По моему лучше все оставить как было. Наши депутаты как обезьяны, что в России сделали нашим тоже надо. А у них таких СТО полно, а у нас только одно на всю область. Это будет сплошная нервотрепка.