Знаете ли вы, что День города Атырау официально начал праздноваться в конце 1980-х? Эту любопытную деталь рассказала подшивка «Прикаспийской коммуны». А еще из-за паводков 1993-1994 годов День города вообще не праздновали. Тема интересная. Тем более, что в последнее время некоторые общественники в принципе ставят под сомнение, что 384 года Атырау. Мол, цифра должна быть намного больше.
Вот что говорил в 2017-м в интервью «ПК» Нурпеис Махашев, глава администрации города Атырау, в 1991 — 1993 годах:
«В сентябре 1990 года мы провели 350-летие образования города Гурьев – пожалуй, это и был первый широко отмеченный День города. Проходили конные состязания, помню, это явилось самым интересным, необычным и большим для тех лет мероприятием. В 1991 году тоже был проведен День города. А в том же году осенью на октябрьской сессии депутатов было вынесено постановление о переименовании Гурьева в Атырау. Но тогда еще не было решения Верховного совета. Поэтому официально годом переименования считается 1992-й.
В 1992 году уже организовали День города Атырау. Всё происходило на площади перед областным акиматом, там поставили юрты, шатры, домики – тогда еще не было Ассамблеи народа Казахстана, но активно участвовали татарский, русский, еврейский, немецкий культурные центры.
Было зрелищно». В 1993-1994 гг. День города не проводился: атыраусцев настигло сильное наводнение, тут не до праздников, люди бы просто неправильно поняли – что же это за пир во время чумы? В 1995-м году День города прошел без особых отличий. А в 1996-м тогдашний мэр Атырау Ткенбаев хорошо организовал праздник города.
«По-моему, в этом же году заказали написать песню «Атырау арман», — размышляет в интервью «ПК» в 2017-м Н. Махашев. — В 1997-м году справили 5-летие Атырау. Устроили шикарно.
В 2000-м году 360-й день рождения города вместе с атыраусцами отпраздновал градоначальник Д. Турганов и потом еще хорошо провели такой праздник через год. Больше, по-моему, ярких, с большим размахом дней города не устраивалось.
Почему стали отмечать именно осенью День города? Особой традиции нет. Просто удобное, наверное, это время года. И потом, постановление о переименовании Гурьева в Атырау вышло 21 февраля, но зимой какой День города? Мне кажется, в идеале было бы хорошо отмечать день рождения Атырау в августе. Вон, балыкшинцы празднование Дня поселка приобщали всегда ко Дню рыбака. Кстати, первый День города мы вообще совместили с Наурызом и провели в марте 1991-го».
В той же статье «Тот самый день города» наша «ПК» писала так: «по мнению краеведа Утепбергена Алимгереева, празднование Дня города можно отсчитывать с 1988 года, когда был проведен замечательный фестиваль «Тенгиз встречает друзей». А по словам еще одного краеведа Вячеслава Афанасьева, раньше официально, еще в Гурьеве, такой праздник толком не отмечали. Это только в последние несколько десятилетий начали придавать ему большое значение.
Один из замечательных дней города – тот, который удачно совпал с Днем нефтяника. Он был отпразднован в 1999-м, когда на реке Урал организовали замечательное шоу, с приглашением безумно популярных тогда поп-исполнителей «Гости из будущего», «Мюзикола», Жасмин и др.
«Помимо ярчайшего зажигательного мероприятия, нам ведь тогда еще и крыши с балконами в порядок привели! – не без удовольствия вспоминает Афанасьев. — Все-таки ожидались иностранные гости, и позорно было бы наблюдать с самолетов страшные крыши наших домов. Я запомнил: почти всем сделали новые крыши и балконы снаружи покрасили».
У экс-председателя немецкого этнокультурного объединения «Видергебурт» Александра Думлера немного другие воспоминания: «В те годы был ренессанс всего: ренессанс нашего любимого края, ренессанс культуры, традиций, обычаев. В 1995-м появилась Ассамблея народа Казахстана, и наш молодой Атырау, со своей многолетней гурьевской историей… Мы были заражены вирусом национализма – в хорошем смысле слова. Молодой независимый Казахстан! И дни города таким же образом проводились – национально-культурные центры (НКЦ), тогда еще молодые, в прямом и переносном смыслах слова, обязательно ставили в этот праздник национальные домики. В частности, наш немецкий НКЦ ставил домик с помощью АНПЗ. Русский славянский центр – с помощью УС-99, корейский тоже при поддержке своих структур, чеченцы тоже. Каждый домик – по сути горожанин, встречал своих гостей и накрывали дастархан. Не было выходов с блюдами: все было по-семейному. В наши дома заходили люди, глава администрации, тогда это был Нурпеис Махашев. Очень много сделал для организации таких праздников и Имангали Тасмагамбетов», – подчеркнул Александр Филиппович.
«Үйшік» — так называлось среди местного казахского населения первое поселение людей на месте нынешнего города Атырау. Крепость Гурьев была построена позже на несколько веков. В результате для коренного населения он оставался Үйшік, а для новых поселенцев – Гурьевом», — пишет корреспондент «ПК» Алма Турганова в 2018 году в статье «От Үйшік до Атырау».
«О названии Үйшік лично я знал от своего деда, — говорит в интервью «ПК» почетный гражданин Курмангазинского района, академик академии гуманитарных наук, член Союза писателей РК, известный краевед, заслуженный деятель РК Умирзак Кажымгалиев. — Об этом названии также известно из истории многим, как и о реке Яик (Жайык). То есть Жайык и Үйшік были задолго до Гурьева. Приведу один пример того, что коренное население продолжало называть местность старым названием. Наш односельчанин Кабиболла Шаяхметов был участником Второй мировой войны. Кабиболла в составе Красной армии участвовал в освобождении Венгрии, там он оказался в доме почтенного казаха. Как рассказывал Кабиболла, аксакалу перевалило за седьмой десяток, он был полный, смуглолицый с седой бородой и усами. Он спросил у солдата: «Откуда ты родом, сынок?». Кабиболла вспоминал: «Я стал рассказывать, что наш райцентр Ганюшкино, сам я из аула Жар, Дашино, стал называть все названия близлежащих населенных пунктов, но это ни о чем не говорило моему собеседнику». Расстроенный, что не мог объяснить, Кабиболла вспомнил, как отец как-то ездил в Теке (Орал). Услышав это название, старик вмиг посветлел лицом:
«Шырағым-ау, надо было тебе начинать с этого! Теке, Үйшік – я частенько там бывал, а Ак Жайык – это Ұлы су (Великая река), где мы купались и ловили рыбу!». Кабиболла рассказывал, что в тот вечер аксакал вспоминал свою молодость, рассказывал много интересных историй». По словам У. Кажымгалиева, город Орал среди казахов звался Теке, а Гурьев – Үйшік. «Есть исторический факт, что в 1734 году город казахов Үйшік указом царицы Анны Иоановны был назван Гурьевом. Но для коренного населения он так и остался Үйшік», — говорит У. Кажымгалиев.
«Что такое үйшік? Это маленькое жилье необычной конструкции. На высоте метровых опор домик с конусообразной крышей из собранных и связанных 6-7-метровых камышей площадью 8-12-крылой юрты. Позже, у кого была возможность, расширяли жилье, перекрывали крышу. Такие дома мы встречали в 40-50-х годах прошлого века по берегам Кигача в ауле сотрудников рыбнадзора Скорма, в дельте того же Кигача, расположенного в маленьких островках аула Булгаши. На краю острова Тулак, что находится на юге села Кызыл Оба, на берегу глубоководного залива стоял дом Биляша-правителя, построенный тем же способом. До шестидесятых годов в летние месяцы он использовался под пионерский лагерь.
На месте впадения Жайыка в море такие домики – үйшік, построенные рыбаками, образовали по тем меркам маленькие городки. Первые постройки городка Үйшік были возведены приблизительно на месте современного поселка Геолог, в районе железнодорожного вокзала. Об этом свидетельствуют находки археологов на раскопках Актобе-Лаэти, который находился в районе телевышки. А море находилось в районе Балыкши-Ракуши. Как известно из истории, столицей Золотой Орды был город Сарай – политический и административный центр государства, а Сарайшык выполнял роль культурно-экономического и торгового центра. Сейчас ученые доказывают, что город Актобе-Лаэти был морским портом Золотой Орды. А Үйшік скорее всего был его городом-спутником. Как известно, на пустом месте города не возводятся. Его образование приходится на 1400 годы, то есть название местности имеет примерно 7-вековой срок.
Когда Михаил Гурьев основал крепость, местные жители, возможно, отошли и укрылись. Крепость была у моря, а жилища местных жителей чуть дальше в степь. Из сказанного следует, что основание города Атырау надо датировать не 1640 годом, а гораздо раньше, с городища Актобе-Лаэти. Так что доказать наше предположение о более глубоких корнях Атырау, его принадлежности к ряду древних городов степи, думается, святая обязанность ученых молодого поколения. Я уверен, что это начинание подхватят Мухтар Абилсеитов, Мухамбеткали Куанышкалиулы и другие ученые-краеведы», — говорил в интервью «ПК» 2018 года Умирзак Кажымгалиев.
А вот мнение краеведа, общественника Андрея Кораблева, которым вчера поделился с «ПК»:
«С датами определяться очень сложно, особенно если брать в расчет города, которые были предшественниками или окружали нынешний Атырау. Были поселения и до этого, и ордынские, и казахские, и ногайские, и русские поселения в том числе. И если уж далеко и глубоко уходить в историю — кого только не было в наших краях. И каждый оставил след в истории.
Обычно, у стационарного поселения есть дата, от которой ведется летопись. Даже грубо говоря по Сарайшыку невозможно точно сказать — какая у него дата основания. Археологи до сих пор находят следы поселений и более раннего, домонгольского периода этого памятника архитектуры. По Сарайшыку, по Актобе-Лаэти — из тех городов, которые обнаружили, мы можем ссылаться только на то, к какому веку относится поселение и в каком году документально зафиксировано его появление на карте или в письменных источниках.
Именно поэтому фактически дату со дня основания отмечают в основном те города и поселения, у которых известно с какого момента ведётся его история. Естественно, наша земля Прикаспия, то, место, где мы находимся, не может измеряться 300-380 годами, она многовековая. Могу сослаться на нашего краеведа Вячеслава Константиновича Афанасьева, который находил остатки стоянок человека эпохи неолита, и это тоже может рассматриваться, как одна из эпох начала заселения нашего края.
В целом, можно как угодно к этому относиться, но дата основания крепости, давшей основу нашему городу, имеет место быть. И многие годы летопись нашего города велась от 1640 года, документально зафиксированным фактом в анналах истории. На мой взгляд, была прекрасная возможность провести археологические исследования в той части города, где стояла ранее крепость. Уверен, что специалисты могли бы сделать немало открытий.
Но если дата основания вызывает споры, то я бы предпочёл вообще отказаться от летоисчисления. Этот праздник не должен разделять нас на противников и сторонников. Земля Атырау вечна, как и всё, что нас окружает. Давайте просто с радостью отмечать праздник любимого города. Давайте заложим новые традиции, как его отмечать, устроим карнавал или праздничное шествие, на котором можно было бы показать все эпохи развития. Пусть это станет новой достопримечательностью и изюминкой не только для нас, но и для гостей нашего города, что послужит ещё одним стимулом для развития внутреннего туризма. С такой богатой историей, нам есть чем гордиться и что показать!»
А что же сами горожане? «ПК» провела накануне Дня города опрос. Спросила про достопримечательности города, и, сколько лет ему. Интересно, что большинство ответов варьировалось в пределах «300-350 лет». Лишь одна девушка предположила, что Атырау «то ли 26, то ли 28». А седовласый горожанин сказал, что городу за 400, и он назывался Уйшык.
Хотим привести слова краеведа, почетного атыраучанина Вячеслава Афанасьева, который давал интервью нашей газете еще 9 лет назад: «я на триста лет моложе города – мне 75, Атырау – 375!».
А вообще, история – вещь ну очень интересная…
Подготовила Надежда ШИЛЬМАН