Это интересно

Окунись в золотой век поэзии, или Какой почерк был у Пушкина?

Не так уж часто в наши руки попадают редкие и ценные издания книг. Когда же предоставляется такая возможность, бывает, просто не придаем этому значения. А ведь если постараться и копнуть глубже, можно узнать много интересного. Это и удалось редакции «ПК», когда в наши руки попали рукописи Пушкина накануне 225-летия поэта. Нашли мы их в… библиотеке атырауской школы.

Недавно я писал материал о династии библиотекарей в школе-лицее №17 (см. «Сквозь страницы времени» в «ПК» от 25.04.2024 г.). В беседе библиотекарь Наталья Махорина показала мне альбом с фототипиями «Рукописи А.С. Пушкина. Альбом 1833-1835 гг. Тетрадь № 2374». В наборе находятся фотокопии рукописей поэта, комментарии исследователей и тетрадь с транскрипциями. Меня сразу поразило, что сборник издан в 1939 году – это была самая старая книга, которую я когда-либо держал в руках. Тут же в голову пришла мысль: «Скоро юбилей у великого классика – 225 лет, и почему бы не узнать больше об этом издании и не написать о нем?» Спросив у Натальи Олеговны разрешение взять артефакт домой, я начал его изучать. Первое, что меня поразило после даты издания, – это красота и тонкость почерка Пушкина. Было непривычно смотреть на знакомые стихи не в печатном виде, как мы привыкли видеть в школьном учебнике, а в рукописном формате, пусть и на фотографиях.

 Кстати, в библиотеку школы альбом попал совершенно случайно. При переезде из старого здания в новое его просто нашли в старой макулатуре и как смогли отреставрировали. Интересно, кто решился избавиться от такой ценности?..

whatsapp image 2024 06 06 at 11.46.43 1

Путь через столетия

Все факты, которые я здесь привожу, были взяты из альбома и на просторах всемирной паутины (http://pushkin lit.ru/pushkin/articles/cyavlovskij/sudba-rukopisnogo-naslediya.htm), (https://vk.com/wall-34343731_10547). История создания рукописей Александра Сергеевича, которые датированы 1833-1835 годами, полна интересных деталей и исторических перипетий. Первоначально оригиналы рукописей были частью личного архива поэта и хранились в его имении. После его смерти, в 1837 году, все записи были переданы его наследникам. Во второй половине XIX века альбом стал частью собрания Румянцевского музея благодаря усилиям его хранителя Петра Ивановича Бартенева. Бартенев провел колоссальную работу по систематизации и описанию текстов Пушкина, благодаря чему записи стали доступны для исследователей.

Интересный факт из сборника «Комментарии исследователей к рукописям»: «Альбом 1833-1835 годов» (тетрадь №2374) отличается от остальных тетрадей Пушкина: это – парадный альбом для стихов или для рисования с толстой рисовальной бумагой, с золотым обрезом, с проложенной через каждые четыре листа разноцветной бумагой. В настоящее время переплет альбома оторван и отсутствует, вырван также ряд листов из него. В таком виде альбом, несомненно, существовал уже при Пушкине. Трудно себе представить, чтобы кто-нибудь решился после смерти Пушкина выдирать из переплета его записную тетрадь и вырывать из нее листы».

Вернёмся к созданию. Тетради проходили через руки многих хранителей и специалистов. Важной вехой в истории сборника стало начало работы по его публикации. С 1930 года началась подготовка к изданию, в которой принимали участие известные исследователи, литературоведы, текстологи и пушкинисты С. Бонди и Т. Зенгер. Они провели огромную работу по транскрипции и комментированию текстов, что позволило сделать его доступным для широкой аудитории. Особенно интересно то, что рукописи были изучены и описаны в разные периоды времени. Например, в 30-е годы ХХ века альбом был сфотографирован, что позволило сохранить его содержание в неизменном виде и предоставить исследователям возможность работать с копиями рукописей.

Не менее увлекательной является история изучения данной коллекции в послевоенные годы. Она проходила через множество исследований и публикаций, что позволило раскрыть новые аспекты творчества Пушкина. В это время тетради стали не только объектом изучения, но и источником вдохновения для многих литераторов и историков.

whatsapp image 2024 06 06 at 11.46.33

Вот такие фототипии!

Если писать о каждой странице подробно, то материал может растянуться на несколько газетных страниц. А ждать ещё одного подходящего случая для продолжения статьи – дело долгое. Поэтому расскажу о самых интересных моментах в прочтении альбома.

Черновики – на то и черновики, что с ними можно работать как твоей душе угодно. К примеру, поэма «Медный всадник», которая начинается в тетради на 18-м листе. Между «Вступлением» и началом первой главы находятся стихотворения, описывающие спуск на воду военного корабля «Чу, пушки грянули». Это показывает, что классик русской литературы не пытался сосредоточиться на одном произведении. Вот ещё, если пролистать, то можно заметить, как он пропустил 26-ю и 27-ю страницы, которые были заняты стихами «Сват Иван».

Также присутствуют рисунки поэта золотого века. Делая заметки о деревенском пейзаже, он сопроводил их зарисовками, на которых изображены дома и деревья. Как объясняется в «Комментариях», эти небольшие наброски не только украшают написанное, но и дают нам представление о визуальном восприятии автора произведений, о том, как он видел окружающий мир.

На другом листе Пушкин делает зарисовки персонажа, вероятно, для одного из своих рассказов. Эти наброски раскрывают его многогранный талант и не просто иллюстрируют тексты, но и создают уникальную атмосферу, оживляя слова и образы.

Все мы знаем, насколько хорошо владел французским языком Александр Сергеевич. И стихотворения, написанные на этом языке, тут также присутствуют, а рядом с ними – перевод на русский.

Альбом 1833-1835 годов Пушкина – это не просто сборник рукописей, это возможность для нас, современных читателей, увидеть эти записи и понять, какой огромный вклад они вносят в наше культурное наследие. Это не просто страницы из прошлого, это живая история, которая продолжает вдохновлять и сегодня.

whatsapp image 2024 06 06 at 11.46.50 2

Что говорят владельцы?

По словам библиотекаря Натальи Махориной, ей самой было интересно изучать, как писал А.С. Пушкин. Говорит, больше всего запомнилось, что у него была привычка переворачивать лист бумаги и продолжать писать уже начатый текст, и она смогла увидеть это воочию.

– Самое интересное – смысл текста и рисунков оставался понятен и в перевернутом виде, – говорит библиотекарь. – Да и выпускники атырауских школ продолжают интересоваться этим альбомом. Обучающиеся за рубежом часто просят фотографии определённых страниц для своих научных работ или дипломов. Во время проведения мероприятий фототипии показываем детям, даём им читать старославянские буквы и сравнивать с современным текстом. Также изучаем рисунки самого автора и сопоставляем их с исполнениями других художников. Многие из наших школьников удивляются, какой мелкий почерк у поэта. А сам сборник находится у нас на книжной полке в Пушкинском уголке. Единственное, что огорчает – это состояние рукописей. Мы пытались найти типографию, которая бы взялась за его реставрацию. К сожалению, никто не захотел браться за это, поэтому своими усилиями ухаживаем за этим сокровищем как можем, – добавляет Наталья Олеговна.

Фото автора

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Back to top button