Это интересно

Kипяток в тему: Чтобы желание нашло решение

Рубрика «Кипяток в тему», ­которую мы анонсируем сегодня, посвящена актуальным вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни в стране и мире, волнующим наших граждан. Размышления автора, возможно, комментарии экспертов, общественных активистов, блогеров, колумнистов и т.д.

А начнем с малого. Буквально две недели назад город официально отметил свое 381-летие. Праздник прошел, отшумели победные реляции, отгремели фанфары, в связи с чем хотелось бы поделиться с читателями «ПК» о некоторых особенностях нашего городского житья-бытья.

Приятное пространство

Начну с того, что давеча с семьей побывали в южной столице, точнее, ездили отдохнуть на недельку в один из высокогорных отелей, но по ходу останавливались в Алматы в одной из гостиниц по ул. Кунаева в Медеуском районе. Отмечу, что в этом городе я не был почти десять лет, срок, как видим, немалый. Но сейчас не о сравнении развитого по всем параметрам города с нашей, в принципе, провинциальной «нефтяной столицей». Речь о некоторых особенностях Атырау и о том, что жизнь в нашем родном городе можно было бы сделать лучше. Так вот, Медеуский район, о котором упоминается выше, это не самый шикарный и фешенебельный район, где сплошь и рядом живет алматинский бомонд, банкиры да олигархи, но он весьма респектабельный, чистый, зеленый и уютный. В основном это те же самые, как и у нас, трех-, пяти- и девяти­этажки, но общественное пространство устроено как-то грамотно и комфортно, и надо отдать должное местным генпланировщикам, архитекторам да и городским властям за это.

КАТАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

 Вот к примеру, в Атырау который год не знают, куда пристроить велосипедистов. От случая к случаю в социальных сетях вспыхивают жаркие споры и разговоры об обустройстве каких-то отдельных велосипедных развязок и маршрутах для любителей передвигаться на велосипедах, и все в духе «шеф все пропало». Будто уже нет никакой возможности это осуществить по всему городу, а лишь лоскутками. Автодороги же южной столицы на протяжении многих участков испещрены красно-белыми буйками. Не раз был свидетелем того, как по выделенным велосипедным дорожкам ездили горожане и гости города на велосипедах, электросамокатах и гироскутерах. Ведь молодежь, студенты, подростки, почтальоны, доставщики мелких товаров все-таки предпочитают этот вид транспорта.

 И при этом ширина дорожного полотна в Алматы примерно такая же, как на атырауских улицах. Это удобно как для пеших горожан, так и для автомобилистов, ведь никто никому не мешает. Пешеходы спокойно ходят по тротуарам, не опасаясь столкновений с велосипедистами, а водители без оглядки на обочины дорог ездят, не боясь сбить велосипедистов. Отмечу также, что чуть ли не на каждом крупном перекрестке стоят платные велопарковки. Купив карточку, можно арендовать себе велосипед, покататься и вернуть его на другую аналогичную парковку в другом конце города. Как я понял из разъяснений таксистов, в Алматы наладили систему автоматизированного велопроката Almaty Bike. Цель проекта – создание альтернативы автомашинам и общественному транспорту, предоставление доступного транспорта горожанам и гостям города. Так, стоимость круглогодичного прокатного абонемента для поездок на велосипедах по городу обойдется в 10 тысяч тенге, а за три месяца – 6 тысяч тенге. В эту стоимость включается 30 минут бесплатной поездки в день, сверх этого времени набегает определенная дополнительная плата. Для студентов, пенсионеров, инвалидов при предъявлении удостоверения предусмотрены скидки при оплате абонементной платы. Поездка от 30 минут до одного часа стоит 100 тенге, поездка до двух часов – 250 тенге, до трех часов – 500 тенге, свыше трех часов – 1000 тенге. Вот вам и положительный опыт южной столицы, не открывая Америку, бери и перенимай полезное. Не надо ломать голову, где строить отдельные велосипедные трассы, инфраструктуру, тратить массу средств, все можно сделать гораздо дешевле и удобнее. Но это когда хочется сделать что-то полезное, а не просто отрапортовать и отчитаться.

Панельная светлота

 Или вот еще одна интересная идея. В нашем городе многие годы до конца никак не реализуется проект дворового освещения. Это удобно и комфортно, выглянул поздно вечером в окошко, а во дворе можно увидеть играющих на площадке своих детишек, и свое любимое авто, стоящее на парковке, и сразу же на душе становится спокойно. А что видит поздно вечером большинство атыраусцев на деле? Темень, хоть глаз выколи, ощущение дискомфорта от темных и полуосвещенных дворов. Один из чиновников как-то стращал меня миллиардными расходами на это дело и приговаривал: «Что ты, мил человек, угомонись, сейчас же Туркестан строят. Ну, будя, будя! Хорош эту тему поднимать!» В 2019 году вроде как начали устанавливать эти опоры освещения, осенью они заработали, в следующем «пандемийно-коронавирусном» 2020 г. почему-то перестали работать. Как оказалось, директора подрядной организации «хлопнули» правоохранители то ли за расхищение, то ли за растрату государственных средств. И дела осветительные во дворах застопорились. Но вот в этом году то, что было начато этой подрядной компанией, довели до логического конца, запланированные дворы освещены. А тем временем это можно было бы сделать гораздо дешевле. Один мой товарищ, то ли в Дубае, то ли в Катаре видел, как арабы это дело значительно удешевили и упростили. Да, правильно… солнечные панели и ветряки. Не надо выбрасывать миллиарды бюджетных средств на покупку дорогостоящих кабелей, подстанций, столбов освещения, платить сотни миллионов «Атырау Жарыку» за поставку электроэнергии. Привлек инвестора, нашел его интерес, далее установили солнечные панели на крышах, а прожектора освещения — на корпусах жилых домов — вуаля, вот тебе и дворовое освещение! На самом деле, надо сесть и немного напрячь мозги плюс изучить передовой опыт других городов и стран. Вот тебе и минимум затрат, и деньги в бюджете будут всегда. А там, глядишь, и жизнь в городе станет комфортнее и лучше. Конечно же, не претендую на истину в последней инстанции, может, кто что-то круче предложит. При желании такие идеи можно обмозговать, обкатать целый вагон и тележку в придачу. Ну как-то так!

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button