Бизнес

ПОВТОРИТСЯ ЛИ ДЕФИЦИТ ГСМ?

Поволноваться заставили в начале прошлой недели атырауских автомобилистов заправочные станции. Неожиданно (а перебои всегда неожиданны) на АЗС начал пропадать из реализации высокооктановый бензин и дизельное топливо. Появилось два варианта объяснения причин дефицита — правительство хочет отпустить фиксированную на уровне 106 тенге за литр стоимость АИ-92 в «свободное плавание». И второй вариант — на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе по каким-то причинам остановилась установка ЭЛОУ-АВТ, поэтому и возникли проблемы. Мы попытались разобраться в ситуации.

К счастью, ничего серьезного, что угрожало бы  автомобилистам, не произошло. Вначале правительство подтвердило, что минимум на февраль стоимость АИ-92 увеличиваться не будет. А как сообщили в КМГ-Онимдери, в настоящее время ежедневно эта компания отправляет на заправки 250-300 тонн топлива. Могут отправлять и больше. По словам менеджеров «КМГ-Онимдери», нефтепереработчики свои обязательства выполняют исправно. По крайней мере, перед потребителями Атырауской области. Так что увеличивать завоз топлива на АЗС больше 250-300 тонн  в сутки смысла нет.

Да и вообще, оказывается, в последнее время на областном рынке реализации топлива произошли позитивные, в первую очередь для нас, потребителей, перемены. В городе приступила к работе компания-реализатор бензина — «Синойл». Уже открыты две заправки, что наверняка повышает и надежность снабжения региона, и конкуренцию.

Разобрались и в причинах возникавшего в самом начале февраля дефицита с топливом. В первую очередь это было связано с его отсутствием на заправках «Гелиос» и «Меркурий». И если в «Меркурии» перебои были краткосрочными, то «Гелиос» как перешел на талонную систему реализации бензина, так эту систему и сохраняет.

Как сообщили в пресс-службе компании, перебои с высокооктановым бензином  на АЗС «Гелиос» объясняются тем, что компании при распределении Министерством нефти и газа РК выделяется всего половина от заявленного объема топлива. Кроме того, как это было и осенью прошлого года, на железной дороге вновь возникли перебои с цистернами. До пунктов назначения они добираются минимум в два раза дольше, чем положено по графику.

— Так как объемы принятых нами  ранее обязательств перед клиентами превышают  остатки на нефтебазах и АЗС, мы вынуждены отпускать бензин по безналичному расчету, но об этом мы заранее ставим в известность Агентство по защите конкуренции РК, — сообщили в пресс-службе.

Пояснив, что закупать АИ-92-93 в России экономически не выгодно из-за существующего разрыва цен. Таможенный союз, а теперь и единое экономическое пространство вроде дают возможность торговать беспрепятственно. Чем компании успешно и пользуются, завозя АИ-95 и АИ-98, которого Казахстану не хватает. А вот если завозить АИ-92, то прибыли почти нет. А без хорошей или очень хорошей накрутки наши предприниматели, как известно, не работают. Такой уж менталитет, что ли. Покупать недостающие объемы из того, что имеется на рынке и не распределяется Министерство нефти и газа РК, компании тоже не торопятся. Здесь, также как и в ситуации с российским бензином, все упирается в маржу, которую они хотят получать на перепродаже через сеть своих АЗС.

Но уже то, что «Гелиос» торгует по талонам, сбивает спрос на других заправках и не способствует новым перебоям с бензином. Откуда берет топливо «Синойл» в компании объяснять не стали, сославшись на коммерческую тайну. Хотя, по большому счету, нам это и не шибко интересно: было бы оно на АЗС. Да желательно качественное. Но, по словам моих знакомых, заправлявшихся на АЗС «Синойл», претензий вроде нет.

— Не супер, но не хуже, чем на других заправках, — так ответили автомобилисты, если подытожить все прозвучавшее.

Другой вопрос, на который сегодня никто не знает ответа: что будет с ценами на АИ-92 в ближайшей перспективе? Ведь хотим мы того, или нет, но рано или поздно цена увеличится. Таковы законы рынка. Уже сегодня Правительство вынуждено вводить импортные пошлины на сырую нефть, стараясь хоть как-то удержать ее в стране. Однако действует это мало: хозяевам все равно выгодно продавать сырье за границей, а не перерабатывать внутри страны. Сырую нефть на нефтеперерабатывающие заводы поставляет только национальная компания «КазМунайГаз» и совсем крохотные владельцы нефти, чьи объемы не позволяют выходить за границу. Иностранные же компании, увы, отправляют весь объем на экспорт без всяких вывозных пошлин — таковы условия соглашений, подписанных в начале девяностых. Все или почти все проблемы с обеспечением высокооктановым бензином Казахстана могло бы решить одно предприятие — «Тенгизшевройл». Как? Очень просто. Достаточно, если бы ТШО оставляло в стране миллион тонн нефти в год. Тенгизская нефть легкая, маслянистая. Глубина ее переработки очень высокая. Поэтому миллион тонн нефти это как минимум 800 тысяч тонн светлых нефтепродуктов. Кстати будет напомнить, что именно под тенгизскую нефть начинался «японский» этап реконструкции Атырауского НПЗ. Но все попытки нашего Правительства убедить ТШО оставлять часть добываемого сырья в Казахстане успехом так и не увенчались… В итоге АНПЗ вынужден перерабатывать тяжелую, высокопарафинистую нефть Каражанбаса, из которой выход светлых нефтепродуктов минимальный.

Но вернемся к ценам на бензин. Так вот, еще год назад у нас в Казахстане был самый дешевый бензин из 32 стран, выбранных аналитиками для мониторинга цен. И лишь с прошлого года самый дешевый бензин, по оценкам экспертов, продается в Республике Белоруссия, которая сменила на этом месте Казахстан. В переводе на нашу родную валюту по итогам декабря литр 95-го бензина здесь стоил примерно 117 тенге. (Анализ ведется по АИ-95, поскольку в Европе АИ-92 нет). Впрочем, такие цены кажутся низкими только с точки зрения граждан других европейских стран. Для самих белорусов низкое место в рейтинге может служить лишь психологическим утешением, так как за год 95-й бензин в этой стране подорожал в 1,9 раза. Россия по итогам 2011 года занимает предпоследнее место по дороговизне бензина среди государств Европы и СНГ. Так что, получается, там тоже не дорого.

Лидером рейтинга на конец 2011 года осталась, как и в прошлые годы, Норвегия. В этой стране цена бензина по итогам декабря 2011 года составила 370 тенге за литр. С пятого места по итогам предыдущего рейтинга (на конец сентября 2011 года) на второе место вышла Италия, где в конце декабря 2011 года литр 95-го на бензоколонках стоил в среднем чуть менее 370 тенге. Аналитики отмечают, что существенный рост цен на топливо в этой стране был вызван значительным увеличением налоговой нагрузки на бензин — это стало одной из мер по выходу страны из нарастающего долгового кризиса. Фискальная политика в условиях кризиса обусловила и третье место в рейтинге Греции. Литр 95-го бензина в конце декабря 2011 года в этой стране стоил 340 тенге. «Автовладельцам этих двух стран в настоящее время можно только посочувствовать — они еще и крупнейшие в ЕС потребители иранской нефти», — сетуют аналитики.

В пятерку лидеров также вошли Нидерланды (335 тенге за литр) и Дания (330 тенге за литр). Но следует отметить, что во многих европейских странах в четвертом квартале 2011 года бензин дешевел вслед за снижающимися ценами на нефть, чего, увы, никогда не случается у нас.

Россия по итогам декабря 2011 года сохраняет предпоследнее место в рейтинге. У соседей литр бензина с октановым числом 95 и выше на конец года в среднем стоил 28,4 рубля за литр (140 тенге). В «хвосте» рейтинга Украина (205 тенге за литр 95-го бензина) и Болгария (235 тенге).

Анализируя динамику позиций стран в рейтинге, можно отметить, что по сравнению с итогами сентября 2011 года, наиболее значительно (на пять мест) «поднялась» в рейтинге Словения. По три позиции прибавили Швеция, Италия, Латвия и Великобритания. Наиболее значительно (на 3 ступени) снизили свои позиции Финляндия и Португалия.

По ценам на дизельное топливо в первую тройку рейтинга по итогам 2011 года вошли Великобритания (350 тенге за литр), Норвегия (чуть менее 350 тенге) и Италия (340 тенге). Самое дешевое дизельное топливо по-прежнему в Казахстане, Белоруссии и России.

Вот такая арифметика. Сколько эта арифметика еще будет нас радовать, как я уже говорил, ответить сложно. Но, вроде, в марте «народный» АИ-92 вновь останется в цене на прежнем уровне в 106 тенге за литр.

Виктор СУТЯГИН

 

Когда верстался номер:

На наши вопросы, касающиеся ситуации с бензином, в пресс-службе Атырауского НПЗ

ответили так:

1. В городе периодически пропадает высокооктановый бензин и дизтопливо. Повлияло ли на это то, что после сбоя на ТЭЦ остановилось несколько установок АНПЗ — ЭЛОУ-АВТ, обессеривания?

— После перебоя подачи электроэнергии все технологические установки АНПЗ сразу же были выведены на нормальный технологический режим.

2. Насколько упала выработка продукции?

— Инцидент, связанный с перебоем подачи электроэнергии, не повлиял на производство  нефтепродуктов и их отгрузку.

3. Каковы сегодня запасы дизтоплива и АИ-92?

— ТОО «АНПЗ» старается не держать запасы продукции на своей территории. Произведенная продукция сразу же идет на отгрузку. Запасами нефтепродуктов завод занимается лишь в период подготовки к останову технологических установок на капитальный ремонт.

4. Сколько в сутки отгружается потребителям Атырауской области?

— Многократно говорилось и писалось, что ТОО «Атырауский НПЗ» работает в условиях процессинга, а значит, своей продукции не имеет, и поэтому дать сведения о том, куда и в каком количестве идет отгрузка, не можем. АНПЗ отгружает готовую продукцию давальцам нефти, часть из которых являются операторами по обеспечению внутреннего рынка ГСМ. Самым крупным оператором  является АО «КазМунайГаз Онимдери».

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button