Я Б НА КАЗАХСКОМ ГОВОРИЛ…
Как государственный язык дается сегодня казахстанцам нетитульной нации? Есть ли спрос на курсы казахского языка и какова нынче методика его преподавания? Корреспонденты «ПК» посетили несколько учебных центров города, пообщались с преподавателями университета, с учащимися курсов, чтобы узнать какова ситуация по изучению казахского языка на самом деле.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О важности и необходимости знания казахского языка мы, рожденные в СССР, даже не задумывались. Так получилось в жизни, что автору этих строк посчастливилось вырасти и общаться с казахами с самого раннего детства. Отца моего, Михаила Петровича Кима, еще в советские времена из города направили в сельскую местность — работать начальником котельного цеха Гурьевской только что построившейся птицефабрики (сейчас это поселок Аксай), и мы, корейские дети, росли вместе с казахскими ребятами. Кроме нашей неказахской семьи жила в поселке еще русская семья Ашихиных, и все поселковые жители говорили с нами на казахском языке. Так, на практике, мы постигали азы казахского. Помню, что моему отцу, уже взрослому мужчине, язык давался нелегко. На ломаном казахском он кричал в трубку телефона сотруднице, которая не понимала по-русски: «Кадыршина, кочегара чакырш!». Позже, прожив и проработав всю жизнь в поселке Аксай, отец довольно сносно научился говорить на казахском языке и всегда твердил нам, своим детям, чтобы мы учили язык.
А вот мой младший брат Саша ходил в казахский детский садик, и благодаря языковой среде, в которой он жил и учился, Александр сейчас свободно владеет государственным языком. Будучи еще студентом вуза, он участвовал в конкурсе казахской песни среди ребят неказахской национальности, где получил первое место. Подаренные на конкурсе часы до сих пор украшают стены нашего дома. Как признавался сам Александр, овладеть казахским языком ему помогло живое общение, а позже – школа и институт.
А как быть тем, кому очень хочется научиться казахскому, но нет такой благоприятной среды, как у моего брата?
ЗАКОНЫ РЫНКА И ЯЗЫК
Как оказалось, языковых курсов у нас в городе предостаточно, но вот группы казахского языка зачастую прекращают свою работу или не открываются вовсе. Например, из 10 учебных центров в городе Атырау, которые мы посетили, только в 4-х нашли действующие группы по изучению казахского языка, да и то в основном для школьников (интересно, чему их тогда в школе учат?). Координаторы некоторых языковых курсов («Нурлы булак», «Аргын», «Салюс») нам ответили лаконично: нет спроса.
Между тем, по словам директора лингвистического центра «ЭйЭлСиСи» Людмилы Ли, желающие знать государственный язык все же есть.
— Сейчас у нас изучают казахский язык около двух десятков человек. Но это совсем не много, группы неполные.
По ее мнению, одной из причин ненаполняемости групп частных курсов является высокая оплата (от 6-7 тысяч тенге и выше — прим. Авт.), поэтому плата за курсы по изучению государственного языка должна быть немного ниже, чем, например, по изучению английского. Людмила Валентиновна вспоминает, что на первых краткосрочных курсах по изучению государственного языка, которые были организованы около пяти лет назад при финансовой поддержке облакимата, обучение в упомянутом центре прошли более 900 слушателей. В то время, помимо школьников, с большим интересом занимались и взрослые, их занятия проходили вечерами после работы.
— Кстати, ваши коллеги с «Прикаспийки» тоже участвовали в этом проекте и изучали тогда казахский, — говорит Людмила Валентиновна.
Однако как только сей бесплатный проект закончился, многие слушатели перестали ходить на занятия. И теперь периодически звонят в этот центр и интересуются, когда откроются бесплатные курсы. Пока же сегодня здесь безвозмездно обучаются порядка 60 человек — по линии Ассамблеи народа Казахстана.
Еще одной из причин низкой посещаемости групп по изучению казахского языка, по мнению директора лингвистического центра, является то, что предпринимаемые меры по популяризации казахского языка недостаточны.
— Нужно быть патриотами своей страны, и необходимо, чтобы каждый человек, в особенности молодой, понял и осознал, что без знания государственного языка у него нет будущего, — заключила Л. Ли.
А вот доцент кафедры казахского языка и литературы Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Жаннат Кырыкбаева считает, что изучать казахский язык надо не на курсах: язык государственный нужно учить с детсадовского возраста. Тогда он быстро усвоится, и уже в школе, институте будет его легко изучать.
Что касается обсуждаемой нами темы – доцент уверена, что при изучении государственного языка для аудитории неказахской национальности, прежде всего, акцент должен делаться на функциональную грамматику.
— Я сама являюсь одним из авторов типовой программы по изучению казахского языка для неказахской аудитории и считаю, что на начальном этапе необходимо делить учеников на группы — на носителей языка и учеников неказахской национальности, потому что при обучении есть свои особенности, — сказала Ж. Кырыкбаева.
Этого же мнения придерживаются и первокурсницы упомянутого университета Анастасия Чанпалова и Татьяна Калачева (не лишним будет сказать, что Татьяна — победительница конкурса сочинений на казахском языке, посвященного Дню Первого Президента), которые успешно и с большим интересом изучают сегодня государственный язык в своем вузе.
– Мы согласны, что было бы правильнее учеников делить на группы. Потому что для ребят-казахов это родной язык. В отличие от нас они уже с детства растут в языковой среде, поэтому им уже не интересно с нами изучать азы казахского языка. Другое дело — освоение грамматики, терминологии и углубленное изучение языка, — говорят девушки.
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ВАЖНА
Изучение любого языка требует времени, терпения и желания. Вот насчет последнего хотелось бы поразмышлять: у многих из нас, представителей нетитульной нации, еще нет стопроцентного осознания необходимости изучения государственного языка. Многим из нас нужно больше внимания уделять своей внутренней мотивации к изучению языка.
Ведь однозначно сказать, что в Казахстане есть какая-то проблема в изучении казахского языка, мы не можем: со стороны государства все условия созданы — и книги, и словари, и методики, и преподаватели, и курсы. Поэтому в соответствии с Государственной программой функционирования и развития языков на 2011-2020 годы доля казахстанцев, владеющих государственным языком, должна возрасти с нынешних 50 процентов до 95.
До конца реализации языковой программы осталось всего пять лет. Қалай ойлайсыз, біз жоғарыда көрсетілген көрсеткіштерге қол жеткізе аламыз ба? (Как вы думаете, сумеем мы добиться таких показателей?)
ОТ РЕДАКЦИИ
Программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы является одной из ключевых государственных программ. Это неоднократно отмечал Глава государства. Поэтому для корреспондентов «ПК» остается непонятной позиция областного управления по развитию языков, которое проигнорировало их просьбы по разъяснению хода реализации столь важной программы. Публикуя данную статью, мы все же надеемся на конструктивное сотрудничество в дальнейшем.
«Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его».
Нурсултан Назарбаев,
Президент Республики Казахстан
Анжелика КИМ