Актуально

Без сюрпризов к большой нефти Атырау

Свою первую рабочую поездку по крупнейшим нефтяным проектам и объектам Республики Казахстан министр энергетики Республики Казахстан Канат Бозумбаев начал с нефтяной столицы республики. Министр Канат Бозумбаев и аким Атырауской области Нурлан Ногаев посетили месторождения Кашаган, Тенгиз, а также Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Глава Минэнерго осмотрел строительные площадки объектов модернизации «Атырауского НПЗ», ознакомился с ходом работ, провел расширенное совещание по вопросам деятельности АНПЗ. Во время этой встречи руководители АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», ТОО «Атырауский НПЗ» доложили о ходе модернизации завода.  


К повышению  эффективности  нефтепереработки  
Генеральный директор ТОО «АНПЗ» Кайрат Уразбаев в своем докладе проинформировал о том, что проект модернизации и реконструкции АНПЗ включает строительство комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) и комплекса глубокой переработки нефти (КГПН).
Объекты первого пускового комплекса КПА приняты в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией в составе представителей Министерства энергетики РК, АО «НК «КазМунайГаз», АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», акимата Атырауской области, государственных контролирующих органов и других 4 декабря 2015 года. Акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов общезаводского хозяйства второго пускового комплекса подписан 25 декабря 2015 года.
В 2015 году на КПА были проведены пусконаладочные работы с получением опытно-промышленных партий ароматических углеводородов — бензола и параксилола. Схема построенного комплекса гибкая и позволяет работать по двум вариантам: топливному и нефтехимическому. Топливный вариант предусматривает максимальное получение высокооктановых бензинов. Нефтехимический вариант направлен на производство бензола и параксилола — сырья для нефтехимии.
Инновационные технологии производства позволяют довести качество выпускаемого на АНПЗ автомобильного бензина до экологического класса К-3 и снизить содержание бензола в нем до 1% в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза. Объекты первого пускового комплекса КПА значительно улучшат экологическую обстановку в регионе за счет снижения в автомобильном бензине содержания бензола и ароматических углеводородов.
— Проект «Строительство КГПН» находится на завершающем этапе реализации. Механическое завершение строительства КГПН запланировано в 2016 году, — отметил Кайрат Уразбаев. — В данный момент выполнено проектирование, забиты сваи, близятся к завершению бетонные работы. Интенсивно идет поставка оборудования и его монтаж. Размещено 100% заказов на изготовление крупногабаритного оборудования, последняя поставка которого будет произведена до августа нынешнего года. Компания «SinopecEngineeringGroup» поставила 679 единиц оборудования из 716; «Марубени» — 368 единиц оборудования из 441; «КазСтройСервис» — 53 единицы оборудования. Также ведется масштабный монтаж труб и металлоконструкций.

Для работы на новом КГПН начато обучение персонала.
С вводом в эксплуатацию КГПН АНПЗ перейдет на выпуск моторного топлива, экологических стандартов К-4 и К-5 (аналоги Евро-4 и Евро-5), увеличит глубину переработки нефти, нарастит долю светлых нефтепродуктов (бензинов, дизтоплива) в объеме производства.
Мощность завода возрастет с 5 до 5,5 млн. тонн нефти в год, уменьшится вредное воздействие на окружающую среду за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В строительстве задействованы 1800 человек.
Министром энергетики РК Канатом Бозумбаевым были даны поручения по своевременному завершению модернизации и реконструкции завода до конца 2016 года, дальнейшему повышению операционной эффективности НПЗ.

Придерживаясь  графика  
После совещания министр энергетики Канат Бозумбаев ответил на вопросы журналистов.
— Прошла информация, что добыча на Кашагане может быть перенесена на сентябрь 2016 года, раньше срока. Это так?
— Не слышал, это не соответствует действительности, — ответил Канат Бозумбаев. — На самом деле, сегодня ситуация на Кашагане, темпы работ выглядят следующим образом. График, рассчитанный на пуск месторождения Кашаган в декабре нынешнего года, выполняется, и по некоторым показателям даже перевыполняется. По прокладке газопровода и трубопровода между непосредственно месторождением и газоочистительным заводом «Болашак» этот график даже перевыполняется. Сегодня оператором проекта Кашаган ведутся работы по техническому аудиту и проверке имеющегося оборудования на заводе. Завод был построен даже не три года назад, а пять-шесть лет назад. Какие-то виды оборудования простаивали. Необходимое решение технически применяется, есть плановые замены некоторых видов оборудования, они в настоящее время ими заказаны и находятся в процессе поставки. Все укладывается в график запуска Кашагана к декабрю нынешнего года, но не исключаем, что, возможно, на месяц раньше и т.д. Мое мнение, лучше сделать один раз, понятно, проверить хорошо и запуститься уже точно, чтобы не было никаких сюрпризов.
— Вы побывали на площадках АНПЗ, как проходит модернизация завода?
— По поручению Главы государства и руководства Правительства я намерен объехать все крупнейшие нефтегазовые проекты и объекты нашей страны. Естественно, свою поездку вчера я начал с нефтяной столицы нашей страны — города Атырау Атырауской области. Посмотрел, как идут дела на Кашагане, на Тенгизе, посмотрели текущую ситуацию, предварительно договорились по многим вопросам, что касается расширения ТШО.
— Можно подробнее о ТШО?
— Мы предварительно договорились об этапах работ по расширению ТШО, и выяснили проблемные вопросы, которые мешают расширению.
— Когда реально начнется расширение?
— Где-то в июне на Совете партнерства окончательно будет объявлена сумма инвестиций, в которую обойдется проект расширения ТШО. Мы думаем, что добыча увеличится с нынешних 27 млн. тонн до 39 млн. тонн. Это очень хороший проект, который позволит увеличить коэффициент извлечения нефти. Конечно, он будет капиталоемкий, но позволит добывать больше в течение более длительного срока и как можно больше извлечь углеводородного сырья из этого месторождения. Чем выше коэффициент извлечения нефти, тем лучше для страны, как держателя недр.
К сожалению, модернизация нефтеперерабатывающих заводов несколько запаздывает в нашей стране, мы до сих пор, за 25 лет независимости, по автомобильным бензинам зависим от импорта. Порядка 1 млн. 300 тыс. тонн бензина ежегодно Казахстан импортирует. Мы импортируем авиатопливо, у нас в отличие от РФ, я не говорю про страны дальнего зарубежья, не выпускается топливо качеством Евро-4 и Евро-5, на которое уже перешли многие автопроизводители, комплектующие двигатели на автомашины. Эта задача перед нами стоит. Есть проблемы в модернизации на всех трех заводах, но они рабочие и решаемы. Самое главное, в основном все заводы обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами, на всех есть подрядчики, определен ход работ. В разной степени готовности находятся все три завода. Лучше всего дела обстоят, как ни странно, на Атырауском НПЗ. Думаю, монтаж оборудования завершится к концу нынешнего года, пусконаладочные работы еще, наверное, будут занимать пять-шесть месяцев. Это что касается комплекса глубокой переработки нефти, топливного цикла. Для того чтобы решить эту историческую несправедливость, когда основной объем нефти добывается в Атырауской области, а глубина переработки на самом старом заводе Казахстана самая низкая, и качество соответствующее.
— Поначалу модернизация завода шла под тенгизскую нефть…
— Нынешняя модернизация позволит использовать любые нефти любых производителей Казахстана.
— Можно надеяться, что Правительство Казахстана однажды добьется, что ТШО будет поставлять нефть на переработку?
— Я не думаю, что такая задача сегодня стоит перед нами.
По завершении встречи на АНПЗ в областном акимате с участием министра энергетики Каната Бозумбаева, акима области Нурлана Ногаева состоялось совещание, где были обсуждены вопросы экологии Прикаспия.

Фото Амангельды МУТИГУЛЛИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button