Актуально

Без сюрпризов к большой нефти Атырау

Свою первую рабочую поездку по крупнейшим нефтяным проектам и объектам Республики Казахстан министр энергетики Республики Казахстан Канат Бозумбаев начал с нефтяной столицы республики. Министр Канат Бозумбаев и аким Атырауской области Нурлан Ногаев посетили месторождения Кашаган, Тенгиз, а также Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Глава Минэнерго осмотрел строительные площадки объектов модернизации «Атырауского НПЗ», ознакомился с ходом работ, провел расширенное совещание по вопросам деятельности АНПЗ. Во время этой встречи руководители АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», ТОО «Атырауский НПЗ» доложили о ходе модернизации завода.  


К повышению  эффективности  нефтепереработки  
Генеральный директор ТОО «АНПЗ» Кайрат Уразбаев в своем докладе проинформировал о том, что проект модернизации и реконструкции АНПЗ включает строительство комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) и комплекса глубокой переработки нефти (КГПН).
Объекты первого пускового комплекса КПА приняты в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией в составе представителей Министерства энергетики РК, АО «НК «КазМунайГаз», АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», акимата Атырауской области, государственных контролирующих органов и других 4 декабря 2015 года. Акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов общезаводского хозяйства второго пускового комплекса подписан 25 декабря 2015 года.
В 2015 году на КПА были проведены пусконаладочные работы с получением опытно-промышленных партий ароматических углеводородов — бензола и параксилола. Схема построенного комплекса гибкая и позволяет работать по двум вариантам: топливному и нефтехимическому. Топливный вариант предусматривает максимальное получение высокооктановых бензинов. Нефтехимический вариант направлен на производство бензола и параксилола — сырья для нефтехимии.
Инновационные технологии производства позволяют довести качество выпускаемого на АНПЗ автомобильного бензина до экологического класса К-3 и снизить содержание бензола в нем до 1% в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза. Объекты первого пускового комплекса КПА значительно улучшат экологическую обстановку в регионе за счет снижения в автомобильном бензине содержания бензола и ароматических углеводородов.
— Проект «Строительство КГПН» находится на завершающем этапе реализации. Механическое завершение строительства КГПН запланировано в 2016 году, — отметил Кайрат Уразбаев. — В данный момент выполнено проектирование, забиты сваи, близятся к завершению бетонные работы. Интенсивно идет поставка оборудования и его монтаж. Размещено 100% заказов на изготовление крупногабаритного оборудования, последняя поставка которого будет произведена до августа нынешнего года. Компания «SinopecEngineeringGroup» поставила 679 единиц оборудования из 716; «Марубени» — 368 единиц оборудования из 441; «КазСтройСервис» — 53 единицы оборудования. Также ведется масштабный монтаж труб и металлоконструкций.

Для работы на новом КГПН начато обучение персонала.
С вводом в эксплуатацию КГПН АНПЗ перейдет на выпуск моторного топлива, экологических стандартов К-4 и К-5 (аналоги Евро-4 и Евро-5), увеличит глубину переработки нефти, нарастит долю светлых нефтепродуктов (бензинов, дизтоплива) в объеме производства.
Мощность завода возрастет с 5 до 5,5 млн. тонн нефти в год, уменьшится вредное воздействие на окружающую среду за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В строительстве задействованы 1800 человек.
Министром энергетики РК Канатом Бозумбаевым были даны поручения по своевременному завершению модернизации и реконструкции завода до конца 2016 года, дальнейшему повышению операционной эффективности НПЗ.

Придерживаясь  графика  
После совещания министр энергетики Канат Бозумбаев ответил на вопросы журналистов.
— Прошла информация, что добыча на Кашагане может быть перенесена на сентябрь 2016 года, раньше срока. Это так?
— Не слышал, это не соответствует действительности, — ответил Канат Бозумбаев. — На самом деле, сегодня ситуация на Кашагане, темпы работ выглядят следующим образом. График, рассчитанный на пуск месторождения Кашаган в декабре нынешнего года, выполняется, и по некоторым показателям даже перевыполняется. По прокладке газопровода и трубопровода между непосредственно месторождением и газоочистительным заводом «Болашак» этот график даже перевыполняется. Сегодня оператором проекта Кашаган ведутся работы по техническому аудиту и проверке имеющегося оборудования на заводе. Завод был построен даже не три года назад, а пять-шесть лет назад. Какие-то виды оборудования простаивали. Необходимое решение технически применяется, есть плановые замены некоторых видов оборудования, они в настоящее время ими заказаны и находятся в процессе поставки. Все укладывается в график запуска Кашагана к декабрю нынешнего года, но не исключаем, что, возможно, на месяц раньше и т.д. Мое мнение, лучше сделать один раз, понятно, проверить хорошо и запуститься уже точно, чтобы не было никаких сюрпризов.
— Вы побывали на площадках АНПЗ, как проходит модернизация завода?
— По поручению Главы государства и руководства Правительства я намерен объехать все крупнейшие нефтегазовые проекты и объекты нашей страны. Естественно, свою поездку вчера я начал с нефтяной столицы нашей страны — города Атырау Атырауской области. Посмотрел, как идут дела на Кашагане, на Тенгизе, посмотрели текущую ситуацию, предварительно договорились по многим вопросам, что касается расширения ТШО.
— Можно подробнее о ТШО?
— Мы предварительно договорились об этапах работ по расширению ТШО, и выяснили проблемные вопросы, которые мешают расширению.
— Когда реально начнется расширение?
— Где-то в июне на Совете партнерства окончательно будет объявлена сумма инвестиций, в которую обойдется проект расширения ТШО. Мы думаем, что добыча увеличится с нынешних 27 млн. тонн до 39 млн. тонн. Это очень хороший проект, который позволит увеличить коэффициент извлечения нефти. Конечно, он будет капиталоемкий, но позволит добывать больше в течение более длительного срока и как можно больше извлечь углеводородного сырья из этого месторождения. Чем выше коэффициент извлечения нефти, тем лучше для страны, как держателя недр.
К сожалению, модернизация нефтеперерабатывающих заводов несколько запаздывает в нашей стране, мы до сих пор, за 25 лет независимости, по автомобильным бензинам зависим от импорта. Порядка 1 млн. 300 тыс. тонн бензина ежегодно Казахстан импортирует. Мы импортируем авиатопливо, у нас в отличие от РФ, я не говорю про страны дальнего зарубежья, не выпускается топливо качеством Евро-4 и Евро-5, на которое уже перешли многие автопроизводители, комплектующие двигатели на автомашины. Эта задача перед нами стоит. Есть проблемы в модернизации на всех трех заводах, но они рабочие и решаемы. Самое главное, в основном все заводы обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами, на всех есть подрядчики, определен ход работ. В разной степени готовности находятся все три завода. Лучше всего дела обстоят, как ни странно, на Атырауском НПЗ. Думаю, монтаж оборудования завершится к концу нынешнего года, пусконаладочные работы еще, наверное, будут занимать пять-шесть месяцев. Это что касается комплекса глубокой переработки нефти, топливного цикла. Для того чтобы решить эту историческую несправедливость, когда основной объем нефти добывается в Атырауской области, а глубина переработки на самом старом заводе Казахстана самая низкая, и качество соответствующее.
— Поначалу модернизация завода шла под тенгизскую нефть…
— Нынешняя модернизация позволит использовать любые нефти любых производителей Казахстана.
— Можно надеяться, что Правительство Казахстана однажды добьется, что ТШО будет поставлять нефть на переработку?
— Я не думаю, что такая задача сегодня стоит перед нами.
По завершении встречи на АНПЗ в областном акимате с участием министра энергетики Каната Бозумбаева, акима области Нурлана Ногаева состоялось совещание, где были обсуждены вопросы экологии Прикаспия.

Фото Амангельды МУТИГУЛЛИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button