В сельской местности проживает около 40% населения страны. У сельчан есть свои запросы и потребности, отличающиеся от потребностей горожан. Следовательно, кандидат в акимы должен будет знать специфику жизни в сельской местности и конкретную повестку дня своего региона. В противном случае избиратели могут не отдать за него свои голоса.
Каждый, кто будет участвовать в выборах в качестве кандидата, скорее всего, будет иметь программу действий, направленных на решение проблем конкретного села, поселка или сельского округа. Так сельчане смогут через прямое голосование выразить доверие тому кандидату, который лучше всего подходит на пост акима в их селе. Это повысит эффективность управления на местах.
Сейчас управление на местах становится более самостоятельным. Как известно, местные сообщества в селах уже участвуют в управлении бюджетами четвертого уровня, когда жители могут определять, на что расходовать местный бюджет. Принятые дополнения в закон о выборах позволят ещё больше повысить самостоятельность местных органов государственного управления и самоуправления.
Очевидно, что именно на местах лучше знают, какие проблемы наиболее актуальны и требуют незамедлительного решения. Избранный аким будет нести ответственность перед избирателями и местным сообществом. Сообща местные органы государственного управления и самоуправления смогут более эффективно и оперативно реагировать на запросы общества.
Об участии граждан в процессах принятия решений
Если обратиться к международной практике, то развитая система самоуправления включает в себя ряд элементов, среди которых выборы глав сельской администрации, функционирование сельского совета либо активное участие самих граждан в собраниях, формирование самостоятельного бюджета и расширение его доходной части, и изменение характера отношений местной и вышестоящей власти.
Таким образом, новая система избрания акимов в Казахстане в первую очередь направлена на формирование устойчивого развития сельских территорий посредством вовлечения граждан в процессы принятия решений.
В целом, тема выборов и электоральные процедуры для жителей сел не являются чем-то малоизвестным. Можно говорить о достаточной готовности населения к прямым выборам акимов городов районного значения, сельских округов и сел. Это подтверждено и высокой активностью сельских избирателей на президентских и прошедших в текущем году парламентских выборах.
Внедрение практики прямых выборов сельских акимов окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие сельских территорий. Во-первых, открытая и конкурентная борьба среди кандидатов в акимы позволит выявить наиболее компетентных и профессиональных руководителей, знающих специфику местных проблем и способных найти ключ к их решениям. Во-вторых, избранные акимы будут лично заинтересованы в исполнении своих предвыборных обещаний, налаживании коммуникаций с местным сообществом, а также привлечении необходимых инвестиций в село для развития агросектора, туризма и других направлений.
В этом контексте индикатором эффективности деятельности акимов будет последующий уровень электоральной поддержки. То есть главы администраций, сумевшие продемонстрировать успешный менеджмент, будут иметь высокие шансы на победу в следующих выборах.
Прямо возьмем и выберем
По данным ЦИК РК, в Казахстане на сегодня насчитывается 2 346 акимов. После введения новых норм все они будут избраны прямым голосованием по истечению срока действующих полномочий. До конца текущего года планируется избрание порядка 775 акимов указанной категории.
По данным Центризбиркома