К новой тарифной политике через контроль
В своем нынешнем сентябрьском Послании Глава государстваКасым-Жомарт Токаев сообщил, что в стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей.
Как говорится, цифры говорят сами за себя. И обозначил, что искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан. Поручил правительству, чтобы монопольные рынки регулировались по новой тарифной политике по формуле «Тариф в обмен на инвестиции» с сокращением показателей износа сетей и мощностей как минимум на 15%.
В очередном Послании народу Казахстана Президент страны Касым-Жомарт Токаев сообщил, что необходимо отказаться от вмешательства государства в ценообразование, но сказал, что «исключение составят неконкурентные рынки – тарифы монополистов останутся под плотным контролем. Но контроль вовсе не означает давление». Да, Глава государства правильно поднял очень важный и актуальный вопрос по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий.
Однако у меня возникают вопросы: «А как этот контроль будет осуществляться? Каким образом?». Ведь тарифы СЕМ растут. На сайте и в соцсетях мы не видим проведенные анализы. А как же контроль? Если даже КРЕМ (Комитет по регулированию естественных монополий) и его территориальные органы не проводят плановые проверки, а только проводят мониторинг по представленным документам СЕМ. Износ сетей также фиксируют по представленным документам. Полученная прибыль после налогообложения должна быть направлена на снижение износа, потерь, но по факту она направляется на выплату дивидендов. По факту СЕМ показывают убыток, при этом даже выплачиваются вознаграждения и иные выплаты акционерам и учредителям. Считаю, что необходимо от затратного переходить к стимулирующему методу. Тарифы утверждаются на пять лет, но, увы, теперь монополист может в течение пяти лет подавать заявку на повышение тарифа в любое время и по нескольку раз. И опять-таки: «А где же контроль и стабильность?».
Далее, есть просьба или пожелание к министерству энергетики, чтобы на сайте госоргана повторно публиковались доходы, расходы, затраты, уровень доходности энергопроизводящих предприятий и проводились общественные слушания при рассмотрении заявки на повышение тарифа той или иной станций. Также у меня есть ряд предложений.
Во-первых, надо принять в новой редакции Закон «О защите прав потребителей», реально защищающий права девятнадцати миллионов граждан Казахстана. Во-вторых, передать полномочия по тарифной политике Агентству по защите и развитию конкуренции РК. Ведь, сейчас мы видим, что Комитет по регулированию естественных монополий и его территориальные органы на деле занимаются только повышением тарифов. В-третьих, сейчас Общественные советы выдают только рекомендации после проведения общественного мониторинга, контроля, заслушивания. А тем временем госорганы могут их проигнорировать. Считаю, что необходимо пересмотреть эту норму.
Балжан ДОСМУХАМБЕТОВА,
президент общественного объединения «Защита прав потребителей»