ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СПОРТЗАЛА
Ставшая распространенной фраза, что «спорт — это здоровье», говорит о важности формирования основ физического воспитания человека с детства. В школах должны закладываться не только интеллектуальные навыки, но и за счет уроков физической культуры укрепляться здоровье ребенка. Но так ли на самом деле? В этом мы и попытались разобраться.
На днях в редакцию газеты обратилась наша постоянная читательница Людмила Васильевна, которую заинтересовала недавно опубликованная в «ПК» статья о девочке, побившей своеобразный спортивный рекорд. Напомним, что семилетняя школьница отжалась 70 раз и подтянулась 10 раз. Читательница восхищалась силой девочки и добавила, что отнюдь не во всех городских школах так добросовестно проводится урок физического воспитания. Честь и хвала учителю физкультуры Арману Убиеву, который заметил данные девочки, подчеркнула она.
Внук Людмилы Васильевны — первоклассник. По словам бабушки, он очень подвижный ребенок. Она не сомневается, что и у мальчика есть спортивные данные, даже его телосложение об этом говорит. Во дворе с ребятами Кирилл любит играть в футбол, а также бегать, прыгать, впрочем, как и все дети в этом возрасте. Мальчик всегда жалуется, что физкультуры в школе не бывает, вместо этого урока часто проводят математику. И это его расстраивает.
— Классная руководительница внука посоветовала нам записать его на какой-либо спортивный кружок, — рассказывает Людмила Васильевна, — а уроки физкультуры предложила отложить до наступления весны, заменив урок другим наиболее важным, по ее мнению, предметом. Но мы не имеем возможности водить ребенка на кружки. К тому же мы со старшим внуком столкнулись с последствиями отсутствия в свое время занятий физкультуры именно в начальных классах. В 1-4 классах у внука тоже не проводился урок физкультуры, и в результате, учась в старших классах, когда им начал преподавать требовательный физрук, у детей начались проблемы. «Обычные занятия, рассчитанные для возраста моего внука и многих его ровесников, оказались мучительно невыполнимыми. В результате они получили нагрузку на здоровье. А винить в этом преподавателя физической культуры я и другие родители не имели права, так как он давал задание по программе», — жалуется читательница.
— В начальных классах обычно большинство предметов преподает классный руководитель за исключением иногда иностранного языка и музыки. Тогда почему бы не отнести в этот «список исключений» и физическую культуру? Ведь на каждый предмет отводятся специальные часы, — вопрошает Людмила Васильевна.
С этим вопросом мы обратились к методисту по физической культуре и начально-военной подготовки городского отдела образования Айнагуль Булековой. По ее словам, на данный момент ощущается нехватка педагогических кадров, в том числе и учителей по воспитанию физической культуры. В таком случае проведение физических занятий закрепляется за классным руководителем. Методист также отметила, что в начальных классах есть специальная учебная программа, согласно которой обучающиеся должны овладеть различными способами выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания. Детям надо разучить комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, упражнения для развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. Первоклассники должны освоить подвижные игры и навыки их самостоятельной организации и проведения.
— Уроки физкультуры любят практически все малыши. Кому не хочется погонять мячи, бегать на время, прыгать, — говорит Айнагуль Булекова. — Но в школах или не хватает учителей, или спортзал занят.
А учителя младших классов, долго не думая, проводят во время урока «физры» математику или русский язык. У самих учителей часто не бывает одежды для занятия спортом.
— Мы работаем в таких условиях, — призналась одна из учителей начальных классов городской школы. — Чтобы полноценно провести урок, педагогу надо будет переодеться в спортивную форму. Кроме того, часто учителя стеснены в работе. Как можно проводить полноценные уроки в обычном классе? Самое лучшее что мы можем сделать — это разминку или зарядку. К тому же часто сами родители не против, чтобы вместо «физры» велась математика.
Наверняка всем родителям хотелось бы, чтобы их ребенок вырос смелым, выносливым. Во время выполнения физических упражнений ребенок учится быть дисциплинированным. Благодаря этому можно усилить акцент положительных интересов к спорту, привычки и потребности к физическим упражнениям. Ведь без хорошего развития спорта невозможно получить здоровое поколение.
Методист Айнагуль Булекова пообещала выяснить причину самодеятельности со стороны учителей и наладить порядок в проведении физических занятий.
Динара КАНБЕТОВА