Социум

Про школу, жизненные навыки и игры с планшетами

Для чего урок глобальной компетенции нужен, какие еще предметы сегодня в школе необходимы, и почему не стоит ругать ребенка за то, что он сидит подолгу в планшете? Об этом корреспондент «ПК» поговорил с представителем Минпросвещения Кульмарией  Оразгалиновой, которая не так давно побывала в Атырауской области.

В одном из прошлых номеров наша газета рассказала об уроке глобальной компетенции (см. «Глобальный вопрос: а нужен ли урок компетенций» в № за 28.02.2023 г). И хотя все стороны мы выслушали, вопросов осталось немало. Почему нет учебника, зачем надо было спешить с внедрением этого предмета, и для чего вообще он нужен, неужто дети сами не разберутся в современных навыках и компетенциях? И как вообще сегодня учить ребенка, если ему учебник даже не интересно открывать?

– Нынешние дети очень много информации берут извне, моментально ее перерабатывают и так же быстро ориентируются. Быстрее, чем взрослые, – начала наше общение Кульмария Валихановна. – И нужно успевать давать то, что востребовано, и правильно направлять ребенка. Это важно. Что обычно движет детьми? Любопытство. И если интерес есть, ребенок хорошо учится. Понимаете, раньше мы давали больше академических знаний, и они как-то шли изначально, исторически. Почему гимназическое образование было сложным? Там ведь не все могли учиться. А когда-то наши бабушки, дедушки с 4- или 7-классным образованием прекрасно во всем ориентировались. Им на том этапе жизненного пути тех знаний хватало.

Сейчас же информации много, и нужно учиться ее переработать и правильно извлечь нужное. Помню, лет 20 назад школьнику, который готовил  реферат с информацией, скачанной из интернета, «5» ставили, вроде как не­­­­о­бычно, молодец! А сейчас просто скачать уже не пойдёт – надо переделать материал из открытых источников, подать правильно.

Почему нашим детям сложно учиться, например, по «Болашаку»? Потому что у нас нет озвученных мной только что навыков применения. И этому надо тоже обучать школьников.

Детей на вокзалы?

Да, люди стали видеть мир в экране телефонов. Мышление стало узким, другим. И мы как будто бы немного не поспеваем за современными реалиями. Сейчас говорят – необходимы жизненные навыки (что и преподается на уроке глобальной компетенции). И ведь это имеется в виду не только по усвоению материала. Надо обучать и самым обычным знаниям. Например, в Сингапуре предмет «Основы безопасности жизни» (по-моему, у нас его включили в предмет НВП) считается очень важным. Во время таких уроков школы специально вывозят детей на вокзалы, они где-то ночуют. То есть учатся выживать в экстремальных ситуациях.

А у нас как? Где наша гражданская оборона? На такие моменты тоже надо обращать внимание. И мы стараемся приспособить любой полезный зарубежный опыт к нашим условиям.

Да, сейчас все стремительно меняется. Но в этом потоке информации нужно знать, что интересует детей. Раньше компьютерные игры запрещали, компьютерные клубы даже закрывали, бытовало мнение – мол, от игр негативное что-то идет. А что мы видим сегодня? Те, кто играл, стали профессиональными айтишниками, хорошо сегодня зарабатывают.

– Вы хотите сказать, что не надо ребенка отгонять от компьютера, планшета?

– Не надо! Просто надо ограничивать и контролировать, быть в курсе их интересов. А если уж вы запрещаете ему гаджеты, то должны предложить альтернативу.

– Какую? Выбросить мусор?

(смеется) Один известный методолог рассказывал, мол, у всех родителей борьба и даже вроде как торг с детьми: выбросишь мусор (пропылесосишь, помоешь посуду, сходишь за хлебом) – получишь больше времени для телефона/компьютера. И вот он посоветовал: сначала ребенку надо дать насытиться игрой/гаджетом и проч. Пусть он играет день, ночь, пока это все он через себя не пропустит, и потом это будет ему «не вкусно».

Помните, одно время многие покупали диски с сериалами, по несколько серий подряд смотрели, прямо не могли остановиться? А потом уже приелось, неинтересно стало. И ребёнок тоже должен максимально насытиться, максимально все получить. И только после этого мы должны ему предложить альтернативу. И потом, надо с детьми больше общаться. Мы же как обычно: даем задания – принеси/унеси то, почему то и то не сделал? Так урывками и назидательным тоном в основном разговариваем с чадом. А надо все время спрашивать: а что ты хочешь, что ты предлагаешь? Выбор должен быть у ребенка.

Что касается новой подачи материала на уроках. Уверена, нужно больше  практических занятий. Я читала результаты исследований – у детей, занимающихся проектной деятельностью, на восемь процентов качество знаний выше. Одного учебника сегодня мало: ребенок должен еще дополнительно материал изучать, тогда он больше погружается в тему.

Когда учебник – не обязательно

– К слову об учебниках: зачем урок глобальной компетенции  необходимо было вводить, если даже их нет?

– У нас имеется учебный план, есть инвариантная часть – описательная, которая предусмотрена госстандартом. Так вот, по госстандарту идут планы, часы, и ребёнок должен освоить все это за 11 лет учебы в школе. А есть вариативная часть – она предусматривает различные факультативы, что каждая школа использует по-своему. В последнее время в обычных общеобразовательных учебных заведениях эта часть преподается спонтанно, кто во что горазд. Кто-то на таких факультативах проводил абаеведение, кто-то краеведение. К тому же часы таких факультативов ставили себе преимущественно руководители школ, хотя, по сути, и не вели их. Потому и решили сделать единый для всех урок глобальной компетенции, куда входит всё понемногу:  «Экологическая культура», «Медиаграмотность и финансовая грамотность», «Этика и этикет», «Гражданственность и патриотизм», «Безопасность жизнедеятельности» и многое другое.

Вариативная часть и не предусматривает наличие учебников, это свободно, как факультатив, для общего развития ребенка. Однако посещать надо.

Да, возможно, кое-какая часть населения не совсем воспринимает этот новый предмет: я читала критику – мол, детям рано еще знать, по мнению некоторых, запрещенные темы. Одни активисты даже до Президента дошли и написали ему – почему наши дети  должны урок глобальной компетенции изучать?

Но извините, дети рождаются, секс существует. И потом, школьники нынче знают даже больше, чем мы. Поэтому категорически к этому предмету нельзя относиться.

Для этого урока еще нужно время, считаю. К тому же, от педагога тоже многое зависит. Вот несколько лет подряд твердили: престиж учителя надо повышать, статус. Теперь у них хорошая зарплата: особенно это ощущают сельские учителя. Для примера: педагог на селе, не участвуя в олимпиадах, конкурсах, просто обучая в школе, в месяц получает 800 тысяч тенге. А учитель в НИШ – вдвое меньше, но загружен дополнительными обязанностями. Так вот, поднимали престиж учителя, теперь требовать надо результат!

 Насчет преподавания. Мы были в октябре в США, по STEAM-образованию. И что меня удивило: там не просто школа, а будто университет! В школе попечительский совет, родители, предприятия-шефы. А еще там не гоняют учеников: я не видела, чтобы строго дисциплину держали – например, у нас в классе, если шумят, мы ругаем, а там нет такого. Но все дети спокойны, заняты. В планшетах. Но они применяют их по назначению, работают с ними.

Недавно в Жылыойском районе открыли STEAM-лабораторию, она замечательная. Теперь дети там все могут руками пощупать, ставить опыты. Идет интеграция – химия, физика, информатика. Это здорово! Главное теперь – завлечь детей.

А вообще, у нас всегда хромало применение. Знания есть, а вот применение не очень. Насчет знаний: однажды мы были в командировке в Сербии. Так вот, чтобы слабое общеобразовательное учреждение сделать сильным, у сербов такая практика: директора сильной школы отправляют в слабую. И затем тот «выравнивает» и успеваемость, и отношения в педколлективе. Интересный опыт!

Возвращаясь к перенасыщению информацией. Да, сейчас все кинулись в информационные технологии, включая и порталы, и соцсети, и чаты с мессенджерами. Это скоро пройдет, скоро всем надоест. Будет большая востребованность в искусствоведах, культурологах, гуманитариях. Вот сейчас все увлеклись цифровизацией (у нас вообще всегда перекосы!), учатся на IT. Но и на медиков спрос есть: недавно мы были в Алматы, так там наибольшее количество выпускников школ отправились учиться на врачей. И ведь это дорогое образование. Но пандемия действительно показала: у нас мало медицинских кадров.

А помните, что в 2000-х было: с 40 баллами по ЕНТ выпускники школ шли в педагоги, и потом мы «пожинали» результаты. Парадокс: сейчас все алтынбельгийцы идут как раз из-за высокой зарплаты на учителя. Очень сложно сейчас поступить на педагогическую специальность. Такие теперь времена.

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button