ВЕЛИКАЯ МИЛОСТЬ ВСЕВЫШНЕГО
Накануне месяца зуль-хиджа — времени ежегодного хаджа — в областной мечети «Имангали» состоялась встреча паломников с главным имамом области Батыржаном Мансуровым. Стало известно, что около 50 атырауских правоверных отправятся со священной миссией в Мекку. Поскольку путь действительно не близкий, имам детально изложил условия поездки и пожелал странникам успешного паломничества. Напомним, что по мусульманскому Лунному календарю месяц зуль-хиджа приходится на 25 сентября.
В преддверии данного события мы попросили главу областного духовенства Батыржана Берденулы рассказать нашим читателям о сути и обрядах священной миссии последователей пророка Мухаммеда.
Как поведал нам священнослужитель, история хаджа начинается с жизнеописания пророка Ибрахима. По велению Аллаха Ибрахим оставил в пустынном месте свою жену Хаджар с маленьким сыном. Изнемогая под палящим солнцем, Хаджар металась между холмами Сафа и Марва семь раз, но так и не нашла источника. Вернувшись в отчаянии к сыну, Хаджар увидела, как ребенок, плача, ударил ножкой по иссохшей земле. И вдруг произошло чудо — из-под его пятки забила ключом вода. С тех пор на этом месте не иссякает священный источник Замзам.
Однако, обряды хаджа включают в себя не только историю о Хаджар, в основу священной миссии включены и ритуал забрасывания камнями шайтана, который искушал Ибрахима и его жену с сыном, и стояние на горе Арафат, где пророк молился, и ночевка паломников в местечке Муздалифа, где было совершено жертвоприношение.
Имам уверен, совершить хадж должен хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, конечно же, который в состоянии это сделать. Сам Батыржан Мансуров побывал в Мекке три раза.
— Для совершения священной миссии, — отметил он, — необходимо иметь крепкое здоровье, достаточно средств и, самое главное, духовно настроиться на предстоящее паломничество.
«Следует знать, что хадж совершается один раз в жизни ради поклонения Аллаху, в другие разы паломничество совершается за родственника, если он сам в силу слабого здоровья или других объективных причин не может отправиться в дорогу, но при этом обязан оплатить все дорожные расходы. Также совершить паломничество в Мекку можно и за умершего близкого родственника, который при жизни не смог сделать это сам», — объяснил священнослужитель.
Кстати, отправляются в Мекку и женщины. Но не одни. Каждую должен сопровождать муж, брат, отец или взрослый сын.
— Прибыв в Мекку, — продолжил Батыржан Берденулы, — все паломники облачаются в белые одеяния — ихрам.
По его словам, ихрам — это не просто одежда, а своего рода посвящение, перед тем как ее надеть совершается полное омовение тела. Состоит она из двух простых покрывал: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на плечи.
Имам подчеркнул, что, совершая хадж или пребывая в состоянии ихрама, запрещается заниматься торговлей, свататься или вступать в брак, гневаться и обижать кого-либо, а также бриться, стричь волосы и ногти, пользоваться туалетной водой, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.
— В Мекке, — продолжил священнослужитель, — паломники совершают поклонение Каабе и обходят вокруг священного строения семь раз. После приступают к совершению обряда – бег между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно, — добавил он.
Напомним, что этот обряд установлен по преданию в память о страданиях Хаджар, жене Ибрахима, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила. На этом заканчивается малый хадж — умра. Те, кто совершил умру, подстригают свои волосы. По словам имама, этим действием они как бы выходят из малого хаджа.
Обряды большого хаджа совершаются коллективно, на протяжении четырех дней.
— Паломники, — продолжил беседу Батыржан Берденулы, — пересекая пешком долины Мина и Муздалифа, отправляются к горе Арафат, расположенной в 25 километрах от Мекки. Там совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат. Начинается он в полдень и завершается перед заходом солнца. На горе совершаются молитвы, обращенные к Аллаху. Читаются они многократно и громким голосом.
Имам также добавил, что после заката солнца правоверные отправляются в долину Муздалифа, что находится недалеко от Арафата и Мины. Здесь они снова совершают молитву, а после собирают мелкие камешки для обряда забрасывания камнями шайтана.
В одной из книг об обрядах хаджа бросание камней описывается так — это символ беспрекословного повиновения ?Аллаху, проявление готовности выполнить какие бы то ни было веления. В то же время это символ изгнания из себя всякого зла.
В 10-й день месяца зуль-хиджа (совпадает с первым днем обряда забрасывания камнями шайтана) мусульмане празднуют праздник жертвоприношения — Курбан айт. Отметим, что животные, которых режут на Курбан айт, не являются жертвами, приносимыми Аллаху, в буквальном смысле — это символическое жертвоприношение, совершаемое в память об испытании Всевышним его пророка Ибрахима.
По словам священнослужителя, совершив жертвоприношение, паломники завершают основную часть хаджа. Теперь им разрешается снять ихрам и надеть повседневную одежду. Мужчины постригают или сбривают волосы как знак выхода из состояния ихрам. Женщины могут ограничиться символическим отрезанием кончика локона.
«Продолжая жить в Мине, последователи Мухаммеда посещают Мекку, чтобы выполнить еще один ритуал хаджа — таваф или обход Каабы. Паломники делают семь кругов вокруг Каабы. Таваф символизирует, что все действия верующих строятся вокруг религии и Бога. И только после всех этих ритуалов хадж считается завершенным. По возвращении домой родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу», — завершил беседу имам.
В начале статьи мы указали, что 50 паломников из Атырау отправятся совершить хадж в Мекку. Всего же для Казахстана Саудовская Аравия выделила квоту на 5000 мест. Фирм, имеющих право на организацию паломничества в Атырау, к сожалению, нет. Однако имеются представители, которые работают через мечеть. Стоимость путевки варьируется от 3 до 4 тысяч долларов. В нее входит проезд, проживание в гостинице и трехразовое питание.
В Саудовскую Аравию все казахстанские паломники попадают только воздушным путем по двум направлениям: Алматы — Стамбул — Джидда и Алматы — Шарджа — Джидда. Туристическая компания закрепляет за каждой группой своего гида, который ознакамливает паломников с правилами прохождения хаджа. Рассказывает о цели паломничества, обрядах хаджа, в том числе и о том, как избежать проблем, которые могут возникнуть во время семикратного обхода вокруг Каабы. Как известно, бывали случаи, когда во время совершения данного ритуала в огромной давке гибли люди, оказываясь попросту затоптанными. Кроме того, отправляющийся паломник для начала должен знать, что представляет собой хадж, и должен осознавать, что совершает он его не для того, чтобы получить титул «кажы». Все это условно. Согласно исламу, хадж совершается не ради получения титула, а прежде всего знаменует собой приближение к Аллаху и является одним из основополагающих принципов ислама.
Айнура ЖУБАНОВА,
фото из открытого источника