ИНСПЕКТОР В ШКОЛЕ УЧИТ ЗАКОНУ

111019-01В Атырауской области за девять месяцев нынешнего года подростками было совершено более шестидесяти преступлений, а правонарушения исчисляются сотнями. Причем, тенденция такова, что «детских» криминальных деяний меньше не становится. И это несмотря на то, что для профилактики преступлений среди несовершеннолетних введен институт школьных инспекторов. Возникает вопрос — как они работают?

МИССИЯ ШКОЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА
Стоит отметить, что школьные инспектора стали основным звеном административной полиции. Введение инспекторов полиции по делам несовершеннолетних в штат территориального отдела внутренних дел и закрепление их за общеобразовательными школами были продиктованы потребностью времени: криминогенной обстановкой среди учащихся, правонарушениями и преступлениями с участием несовершеннолетних. Поэтому полицейским важно работать в школах и на местах выявлять детей, склонных к правонарушениям.
Одна из 53 школьных инспекторов, работающих в Прикаспии, — участковый инспектор отдела по делам несовершеннолетних УВД города Атырау Асылханым Сактаганова. Она четыре года в «органах» и находится на хорошем счету. С сентября нынешнего года — в средней школе №5 имени Габита Мусрепова (район старого аэропорта), а до этого три года инспектировала школу №28 в микрорайоне Лесхоз. Асылханым еще в юности мечтала стать полицейским и помогать детям. Она выросла в сельской семье, успешно училась в государственном университете, получила диплом историка. В настоящее время успевает еще учиться заочно на правоведа. К слову, два года Асылханым работала учителем в школе, а когда узнала о свободных вакансиях в полиции, тогда и решила — это шанс исполнить свою мечту. В полиции сразу попросила, чтобы ее взяли именно в отдел по делам несовершеннолетних. Молодую женщину, после всех необходимых проверок, взяли без колебаний. И не ошиблись в ней.
Один из талантов Асылханым — дар убеждения. Она умеет разговаривать с людьми. Как признается наша героиня, ни разу не разочаровалась в том, что пришла работать в полицию, единственное — сначала тяжело привыкала к новому графику работы, а значит, новой жизни. Все-таки служба в органах внутренних дел требует полной самоотдачи, надо буквально пропадать на работе, да потом еще постоянные рейды в вечернее время. Вместе с мужем Айдосом (он тоже работает в полиции — дежурный в УВД) воспитывают пятилетнюю дочку. Крошка Айна радует маму и папу. Правда, времени на малышку остается очень мало. Тем не менее, кредо Асылханым — быть полезной и другим детям.
Курируя среднюю школу №5, школьный инспектор без трудностей находит общий язык с учениками. Здесь около 900 школьников.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?
Девять часов утра. Школьный инспектор Асылханым Сактаганова уже в кабинете, который делит с психологом и организатором. Каждый ее рабочий день начинается одинаково — обходит классы и выясняет у учителей, все ли школьники присутствуют на уроках. Считает буквально по головам, чтобы никто не «выпал» из школьного процесса. Проверка показала, что отсутствующих нет. Ребята сидят за партами, выполняют задания учителя. Еще кабинет, следующий класс…
По мнению педагогов, Асылханым погружена в свое дело, настоящий трудоголик. Чутко относится к подопечным — непременно найдет время для каждого, кто нуждается в ее помощи. При этом считает важным держать связь с классными руководителями, поскольку именно они, считает Асылханым, должны знать своих учеников в полной мере. Считает главным посещать школьников по месту жительства, беседовать с родителями, интересоваться их проблемами в воспитании сыновей и дочерей. Ведь в ее обязанности входит полный контроль ситуации в школе, и если выявляет «неблагополучного школьника», соответственно, семью, то берет их на заметку, ставит на учет. Но взять на учет, несомненно, не главное. Основная задача — помочь изменить ситуацию в таких проблемных ячейках общества.
Как рассказывает Асылханым, однажды одна школьница стала постоянно прогуливать занятия. У нее нет родителей, а старшим братьям было не до нее. Асылханым была вынуждена поместить беглянку в приемник-распределитель и ставить вопрос о ее дальнейшей судьбе, так как другого выхода не было. Братьев девочки, узнавших, что их сестру могут определить в интернат, словно подменили. Они забрали ее из казенного учреждения и стали уделять ребенку больше внимания. Сейчас занятия школьница посещает прилежно, и никаких вопросов у школьного инспектора ее поведение не вызывает. А ведь кто знает, чем бы все это закончилось, если бы вовремя не стали реагировать? Упустили бы ребенка!
В плане профилактической работы школьного полицейского Асылханым Сактагановой немало различных лекций, семинаров. Она считает важным говорить с детьми, буквально на пальцах объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому регулярно читает им лекции о вреде курения, о профилактике суицида. Учит понимать взрослых, родителей, сверстников. На этот день Асылханым запланировала лекцию по профилактике наркомании. Небезынтересно узнать, откуда она черпает материал? Оказалось, из газет и журналов. Ученики девятого класса внимательно и даже сосредоточенно слушают инспектора. В доступной форме Асылханым поясняет, что ждет молодого человека, если тот решит попробовать наркотик хотя бы один раз. Разъясняет, как юных, а значит, неопытных людей сажают на иглу старшие ребята, поэтому нужно всячески избегать «заманчивых» предложений и вообще сообщать о них. Иначе в капкан к наркоманам могут попасть другие жертвы.
Кроме того, для разговоров со школьниками привлекает специалистов из различных отраслей, в том числе здравоохранения. Асылханым контактирует с психологом, ведет анкету на каждого учащегося.
Директор школы №5 Баянсулу Капетова считает, что школьные инспекторы сегодня нужны – и для выявления трудных подростков и профилактики правонарушений, и для обеспечения безопасности детей. По ее словам, Асылханым Сактаганова — человек очень активный, деятельный, проводит много бесед, встречается с родителями, ходит по семьям, и именно такими должны быть школьные инспекторы.
— Даже простое присутствие в учебном заведении человека в полицейской форме — очень действенная профилактическая мера. Дети чувствуют, что за ними наблюдают, оценивают их поведение, и постепенно начинают понимать, что незнание закона не освобождает от ответственности, — высказывается Баянсулу Асылбековна.

СНИЗИТЬ ПОДРОСТКОВУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ
Результаты работы школьных инспекторов, уровень профилактических мер в принципе позволяют говорить о положительных сдвигах в работе с молодежью. Участковые инспектора полиции в закрепленных школах проводят работу по вовлечению представителей правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств и самих учащихся в пропаганду права.
Как говорит заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних УВД города Атырау Акылбек Тлеужанов, при непосредственном участии школьных инспекторов в каждой школе создана база данных по учащимся, склонным к совершению правонарушений, уклоняющимся от учебы. Выявление же и устранение причин и условий недостойного поведения подростков – задача не только заинтересованных органов и депутатов, но, прежде всего, каждой семьи, каждого родителя.
— Большую часть своего рабочего времени инспекторы находятся в школе, — продолжает Акылбек Тлеужанов. — Для них разработаны специальные должностные инструкции, где четко определены задачи инспекторов по работе в школе. Если раньше сотрудник приходил в школу по мере необходимости, то теперь и учителя, и ученики знают график работы школьного инспектора и могут к нему обратиться, если это необходимо. Школьный инспектор также активно пропагандирует правовые вопросы в школе и принимает более активное участие в решении вопросов с хроническими пропусками занятий отдельными учащимися. Кроме прочего, инспектор может подсказать школьнику, как вести себя в той или иной ситуации. Вообще, школьный инспектор нужен, чтобы проводить работу по профилактике раннего неблагополучия. Ведь мы говорим о ребенке, который практически живет в социуме. Проблемы у него могут быть не только дома, но и в школе, на улице.
Акылбек Тлеужанов отзывается об Асылханым как об исполнительной сотруднице, в ее адрес никогда не было замечаний. Такие кадры — надежные, ценные.
Всего на сегодняшний день на учете в УВД города Атырау состоит 134 несовершеннолетних. Кроме того, ежегодно за совершение различного рода преступлений к уголовной ответственности привлекаются десятки подростков. К примеру, в нынешнем году подростки совершили 64 преступления. На первом месте — имущественные преступления: кражи и грабежи. Результатом работы инспекторов должно стать снижение преступности среди школьников и уменьшение числа учащихся, состоящих на учете. Чем больше профилактики, тем меньше преступности. Над этим и работает одна из школьных инспекторов города Атырау Асылханым Сактаганова.

С.Новак

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Садуакасова Асель Сейсеновна

    могу предложить свою кандидатуру на школьного инспектора так как мой опыт работы аналогичный с данной специальностью.
    Мое образование:
    2004-2008гг., бакалавр Психология, ИнЕУ. очное.2010-2014гг., Юрист, ИнЕУ. заочное.
    опыт работы:
    1.09.2007г. – 25.05.2008г. Естественно – Педагогический Факультет Заочное отделение ИнЕУ помощник методиста г. Павлодар
    21.01.2008г. – 29.03.2008г. преддипломная практика СОШ №7, помощник психолога г. Павлодар
    1.08.2008г. –26.12.2011г. КГКП «Жас Ұрпақ» подразделение Дома юношества «Жас қанат», где проживают дети сироты и оставшиеся без попечения родителей, от 16 до 23 лет.
    г. Павлодар
    1.10.2010г. – 1.05.2011г. ГУ « Центр адаптации для людей оставшихся БОМЖ» г. Павлодар
    01.07.11-01.09.11 г. Исполнитель обязанности директора КГКП «Жас Ұрпақ» подразделение Дома юношества «Жас қанат», г. Павлодар
    87754344671, 87003171329 жду предложений.