Табу для подержанного автомобиля
Со вчерашнего дня, то есть с 15 июля, в нашу страну запрещён ввоз автотранспортных средств, не соответствующих требованиям экологического стандарта Евро-2.
Если, например, автомобиль, ввозимый из Германии, произведён до 1997 года, то дорога такому транспортному средству в Казахстан закрыта. Об этом шла речь за “круглым столом”, организованным областным департаментом таможенного контроля по Атырауской области, сотрудники которого будут осуществлять полагающийся контроль. Таможенники разъяснили, что представляет из себя технический регламент требований к выбросам вредных веществ автотранспортных средств, который был утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан еще в декабре 2007 года.
Нет нужды лишний раз говорить о неважной экологической обстановке в стране и в целом по Атырауской области. Свой «весомый вклад» в эту неблагополучную ситуацию вносят автотранспортные средства. Поэтому Правительством страны принимаются необходимые меры.
Как сообщил главный специалист центрального таможенного поста “Ак Жайык” Ахмедьяр Жалгасов, цель вводимого новшества — обеспечить экологическую безопасность автотранспортных средств по вредным выбросам в атмосферу с поэтапным переходом к оптимальному, экологически безопасному парку автомобилей в Республике Казахстан. Постановлением Правительства республики технический регламент распространяется на автотранспортные средства, выпускаемые в обращение на территории нашей страны, и устанавливает конкретные требования к используемому ими топливу и экологическим характеристикам по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.
Итак, экологический этап удельных нормативов выбросов Евро-2 введён в действие с 15 июля нынешнего года. Что это за технические требования к характеристикам топлива для автотранспортных средств? Евро-2 предусматривает, к примеру, в бензине определенные концентрации свинца и серы, объемные доли бензола, массовую долю кислорода и т.д. Кстати, при переходе на Евро-4 (которое намечается с 1 января 2014 года), этих составляющих (иначе грязи) в бензине должно быть ниже низшего предела, а свинца не должно присутствовать вообще! Одним словом, топливо должно быть самого высокого качества.
Если страна происхождения автотранспортного средства и (или) двигателя к ним (бензинового или дизеля) входит в Европейский союз — это Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония — то можно ввозить машины, выпущенные в 1997 году и позже. А если ввозятся из США — без проверки Госстандарта — 1996 года и позже, Японии – 1998 года, Канады — 2001 года, Индии – 2005 года, Малайзии – 2003 года, Китая – 2004 года, Кореи – 2001 года, России (внимание!) 2006 года и также позже, Узбекистана 2007 года, Украины (для легковых) 2006 года и грузовых – 2007 года и позже.
Автомашины, не подпадающие под категорию разрешенных, будут ставиться на специальную стоянку в таможне, а ими начнет заниматься Госстандарт. Соответствие топлива требованиям технического регламента будет удостоверяться сертификатом соответствия, выдаваемым в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. Если выдержит подержанная “тачка” соответствующую проверку, то милости просим колесить по здешним дорогам. Экзамен в Госстандарте провалили? Извините, ничем помочь не можем.
Повлияет ли новое правило в целом на уровень ввоза поддержанных автомашин? Таможенники не исключают, что будет спад ввозимых подобных автомобилей. Не исключены варианты, что старьё начнут ввозить по поддельным документам, с перебитыми номерами. Например, автомобиль 2002 года выпуска продается по дешёвке, и ушлый российский продавец «помогает» казахстанскому покупателю (по договоренности) с документами, будто машина “молодая”, “родилась” в 2006 году. Но ведь подделку всё равно обнаружат на месте.
В принципе, в нашем регионе не наблюдается ажиотажного ввоза поддержанных марок легковушек. Если и везут, например, “старушку” из Германии, то один раз в квартал. А в последнее время стали привозить еще меньше. Если за первое полугодие 2008 года в Атыраускую область физическими лицами было доставлено 180 единиц автотранспортных средств, преимущественно подержанных, то за аналогичный период нынешнего года — 70. Данные по юридическим лицам (а они занимаются исключительно новыми автомобилями) тоже невнушительные, наблюдается снижение: в прошлом году за 6 месяцев привезено 470 железных коней, а в этом году – 330. Видимо, сказался мировой финансовый кризис.
А как быть тем, кто ввез автомобиль недавно, до 15 июля, и еще не успел оформить таможенные документы? Ничего делать не надо, поскольку в этой ситуации проверки в Госстандарте не потребуется, стало быть, разрешено использовать покупку до полного ее износа.
Светлана НОВАК