СПОСОБНОСТЬ ПРИНОСИТЬ ДОХОД

В Послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Приоритетом государства в социальной политике должны быть масштабные инвестиции в развитие человеческого капитала. То есть продолжать модернизацию в сфере образования, здравоохранения, согласно ранее принятым программам».

На различных этапах развития человечества определенные факторы играли свою роль в судьбе наций и народов. Человек, его потенциал в ХХI веке становятся главной движущей силой развития экономики, концентрированным выражением национального и государственного могущества. Поэтому все инвестиции в человека, его интеллект и здоровье — физическое и духовное — становятся заранее выгодными для государства и общества. Соответственно, инвестиции в культуру, образование, духовную сферу следует рассматривать как высокоэффективные, экономические инвестиции, как инвестиции в человеческий капитал.
Однако человеческим капиталом эти инвестиции становятся только в том случае, если приносят его владельцу определенный доход. Если же человек получает профессиональное образование и нигде не работает, не использует свои знания в целях получения дохода, то они представляют собой человеческий потенциал.
Человеческий капитал, по мнению одного из создателей теории человеческого капитала Г. Беккера, — это имеющийся у каждого трудоспособного человека запас знаний, навыков и мотиваций. Это определение довольно широко распространено. Вместе с тем имеются и другие определения.
В частности, американские авторы учебника «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи говорят о следующем: «Человеческий капитал есть мера воплощения в человеке способностей приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». В этом определении есть очень важное дополнение, а именно «способность приносить доход». А человеческий капитал есть мера этой способности. На мой взгляд, это более правильное определение человеческого капитала, соответствующее сущности понятия «капитал».
Ключевая же функция государства как субъекта социальной политики состоит в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможность развития. В социально ориентированном хозяйстве все элементы экономической политики работают на решение этой задачи. Выраженный социальный аспект имеют антимонопольная политика, поддержка малого и среднего бизнеса, программы сбалансированного развития территорий, создание благоприятного инвестиционного климата. Максимальная нагрузка лежит на политике занятости и политике заработной платы.
«Необходимо предусмотреть меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, в первую очередь, направленных на стимулирование миграции из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы», — отмечает Президент страны, говоря о том, что в каждом из казахстанских регионов должны быть созданы драйверы экономического роста.

Взрастить кадры и направить туда, где они нужны

Одной из таких мер уже стала действующая с 2014 года государственная программа «Серпін — 2050» — «Мәңгілік ел жастары — индустрияға». Ее задача — обучить и трудоустроить молодежь из южных и западных регионов страны в других регионах Казахстана, испытывающих дефицит кадров по востребованным специальностям.
Отличие данной программы и заключается в том, что для ответственных граждан создаются условия для получения образования, повышения квалификации, приложения их знаний в экономике и получения соответствующих доходов, которые они смогут инвестировать в будущее свое и своих детей.
В своем Послании Президент РК сказал: «Мы должны продолжать модернизацию сфер образования и здравоохранения согласно ранее принятым программам. Я объявляю, что с 2017 года будет дан старт новому проекту — «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Сфера образования в любой стране является сложной в управлении системой, ее развитие зависит от множества факторов, среди которых важное место должны занимать целевые ориентиры и приоритеты, обусловленные стратегическим видением страны в будущем. Необходимо, чтобы значительная часть образовательной системы опережала и предвосхищала уровень социально-экономического развития, для чего нужно формировать инновационную модель образования, стимулировать обучение в течение всей жизни, создавать условия повышения качества человеческого капитала. Для этого в Программе Президента установлены цели в сфере систематизации образования и обучения детей и молодежи с детского сада до вуза, внедрения инновационных методов и средств обучения, интеграции науки в систему образования и далее в производство. Кроме того, государство будет обеспечивать доступность образования путем внедрения инструментов софинансирования государством объемов сбережений родителей. Такова общепринятая практика в развитых странах, где родители повсеместно инвестируют в будущее образование своих детей, накапливая средства на депозитах, в специальных фондах и т.п., что стимулирует ответственность и разумную профессиональную ориентацию детей.
В целях подготовки высококвалифицированных специалистов деятельность АГУ им. Х. Досмухамедова направлена на развитие профессиональных навыков студентов, привлечение их к участию в ежегодных международных, республиканских, региональных и вузовских научно-практических конференциях, студенческих олимпиадах, конкурсах на лучшие научные проекты.
Так, весной 2015 года в Новом Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова состоялась очередная VII республиканская предметная олимпиада. На этой олимпиаде студенты факультета экономики и права Амангосов Нуржан, Турбаева Асель и Бегимова Бекзада в составе команды «ЭкАГУ» защитили научную работу на тему «Интенсификация производства мяса на западе Казахстана». Эти студенты показали наилучшие знания среди экономистов из 63 команд вузов Казахстана и были награждены дипломом ІІІ степени. Амангосов Нуржан был удостоен номинации «Лучший экономист».
Одним их приоритетных направлений развития университета является систематическое повышение профессиональных качеств преподавателей. Преподаватели проходят научные стажировки и курсы повышения квалификации на базе ведущих международных и отечественных вузов.
В целом, стратегия университета сопряжена с социальной политикой государства, направленной на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия граждан в общественном производстве. Меры, предусматриваемые в Программе Президента по развитию предпринимательства, предоставлению микрокредитов на открытие бизнеса, грантов на обучение и переобучение новым профессиям, направлены на формирование социально ответственного поведения граждан, обеспечения реализации человеческого потенциала и развития источников доходов. Далее, чем больше в обществе представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны, развитие социальной сферы. Развитая социальная сфера предоставляет лучшие возможности образования, обучения, сохранения здоровья и т.д.

Мейрамгуль ДИНГАЗИЕВА,
доцент кафедры «Экономика» АГУ им. Х. Досмухамедова

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна