НАШ ТРУД — ВО ИМЯ ЗНАНИЙ, НАШИ ЗНАНИЯ — ВО ИМЯ ТРУДА
Наш труд — во имя знаний, наши знания — во имя труда, — так мыслит академик Академии минеральных ресурсов РК, кандидат геолого-минералогических наук, профессор, директор Атырауского колледжа бизнеса и права Нурлы Айтиева.
Помните строки когда-то популярной песни: «И эти руки, руки трудовые, руками золотыми называли!». Песни, воспевающей человека труда и, прежде всего, мастера, знатока своего дела, профессионала. Профессионализм — та ценность, которая не утрачивается во временном пространстве никогда, более того, обрастает новыми гранями с каждым новым временем.
Давно известный лозунг «Кадры решают все» звучит актуально во все времена. Только высокий профессионализм человека, его способности и уровень образования приводят к общественному и государственному признанию человека.
Мы встретились в эти дни с академиком, профессором, директором Атырауского колледжа бизнеса и права Нурлы Айтиевой и попросили ее ответить на наши вопросы.
— Нурлы Тельмановна, как нам стало известно, в конце июня Вам посчастливилось принять участие в работе 1 съезда Национальной палаты предпринимателей в качестве делегата. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
— Основной темой съезда была реализация первоочередных мер поддержки бизнеса. Одной из приоритетных задач является развитие человеческого капитала, что предусматривает изучение потребности кадров для различных отраслей на текущий и прогнозные периоды.
Исходя из этих задач и должна строиться система профессионального образования страны.
Система профессионального образования, как любая система, должна развиваться и совершенствоваться в соответствии с целями, которые определены Законом Республики Казахстан «Об образовании».
— Как Вы намереваетесь решать поставленные задачи во вверенном Вам учебном заведении?
— Главная задача профессионального колледжа — выпуск высококвалифицированных специалистов. Этой задаче подчинен весь учебно-воспитательный процесс технического и профессионального образования.
И здесь мы большое значение придаем сотрудничеству колледжа с социальными партнерами, основная цель при этом — содействовать подготовке квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к сегодняшним и завтрашним требованиям рыночной экономики.
Социальное партнерство — один из путей достижения качества профессиональной подготовки каждого выпускника.
Основные направления, по которым выстраивается перспектива сотрудничества социального партнерства и взаимодействия с работодателями, следующие:
— наличие профессий, которые готовит колледж,
— соответствующий перечень работ на предприятии,
— наличие высококвалифицированных рабочих программ сотрудничества (договора).
— Но обновилась ли эта работа в соответствии с требованиями нового времени?
— В настоящее время для обеспечения подготовки специалистов в соответствии с производственными нуждами развивающейся национальной экономики и реальным спросом на рынке труда возникла необходимость создания новой модели взаимодействия учебного заведения и предприятия — Дуальная система подготовки кадров. Только достигнув такого союза, можно быть уверенным в качественном прохождении производственной практики и гарантированном трудоустройстве наших выпускников.
Примером социального партнерства является работа колледжа с основными предприятиями: НГДУ «Жайык Мунай Газ», КазНИГРИ, НГДУ «Доссор Мунай Газ», ТОО «Сазанкурак», «Кайнар» Мунай Газ», ТОО «Гелиос», ОР АФ «Альянс-Финанс», АО «Цесна Банк», Азия кредит банк, АТФ банк, АО «Казпочта»,ТОО «СтройСервис», АДЖИП, горсуд, БТИ, земком, налоговый комитет и т.д.
Именно здесь всегда четко и организованно решаются вопросы практики и трудоустройства учащихся. Индивидуальные задания, методическая помощь, отчетность, предоставление соответствующих рабочих мест, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда, знакомство с новыми технологиями, освоение высоко производственных методов труда, овладение опытом труда передовых работников предприятий, адаптация к производственным условиям труда и выработка самостоятельной работы, все эти вопросы решаются при совместной работе.
Мы стараемся организовать практику таким образом, чтобы обеспечить обучающимся возможность специализироваться по избранной профессии и создать перспективу роста из производственной квалификации.
Казахстан уверенно входит в мировое сообщество как конкурентоспособное государство, приоритетным для которого являются общечеловеческие ценности, духовное богатство личности. «Молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего», — отметил Глава государства Н.А. Назарбаев.
Можно уверенно констатировать, что Казахстан — это одна из стран мирового уровня, где огромное внимание уделяется образованию, где ежегодно увеличивается финансирование, развивается профессиональное техническое образование, открыты инновационные школы, центры, решены вопросы поддержки молодых специалистов, внедрена грантовая система поддержки студентов. Решаются вопросы трудоустройства выпускников. Доказала свою состоятельность «Дорожная карта».
— В этом учебном году Атыраускому колледжу бизнеса и права исполнилось 12 лет. Мы знаем, что за эти годы выпущено немало специалистов, многие из которых состоялись как специалисты своей отрасли. Расскажите, как Вы строите деятельность руководимого Вами колледжа?
— Сегодня в хорошо оснащенных учебных аудиториях пяти корпусов, лабораториях, в компьютерных классах занимаются студенты колледжа, как по дневной, так и по заочной форме обучения. Колледж готовит специалистов для разных отраслей, для малого и среднего бизнеса, адаптированных к условиям рынка труда.
Колледж готовит кадры для региона по следующим островостребованным специальностям:
— правоведение,
— финансы,
— учет и аудит,
— эксплуатация нефтяных и газовых месторождений,
— электроснабжение,
— вычислительная техника и программное обеспечение,
— информационные системы,
— строительство и эксплуатация зданий и сооружений,
— экология и рациональное использование природных ресурсов.
В том числе следующим специальностям обучают только в нашем колледже:
— геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых,
— оценка,
— организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте.
Для коллектива колледжа характерны здоровый морально-психологический климат, дух понимания.
Человеческие ресурсы — это тот капитал государства, который не потеряет своей ценности ни при каких кризисах.
Сегодня, когда наша страна вступила на путь инновационного развития, особенно сильна потребность не просто в квалифицированных кадрах, а в молодых, по-новому мыслящих людях. В Послании Президента народу Казахстана четко поставлена задача о полном вовлечении всех имеющихся человеческих ресурсов в подъем экономики. Сегодня охват детским дошкольным образованием достиг 55%. Казахстан нацелен на обеспечение полного охвата детского населения дошкольными общеобразовательными учреждениями.
— «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!». Помните эту известную мудрость?
— Да, воспитание играет определяющую роль в формировании личности, на идеях саморазвития и самосовершенствования.
В начале каждого учебного года кураторами проводится большая работа по изучению индивидуальных особенностей, уровня воспитанности, особенностей семейного воспитания студентов нового набора.
Воспитательную работу в группах ведут совместно мастера производственного обучения и кураторы. Со студентами работа основывается на доверительном взаимодействии, принципах разумного компромисса, анонимности. С большим удовольствием студенты занимаются культурно-массовой работой, активно участвуют в мероприятиях городского, областного масштабов.
Учебно-воспитательный процесс колледжа ориентирован на подготовку специалистов с конкурентоспособными навыками и потенциалом для продолжения образования. Библиотека является составной частью методического комплекса.
Ежегодно в фонд библиотеки поступает около 500 экземпляров учебно-методических и учебно-технических изданий. Библиотека — помощник и партнер в воспитательном процессе колледжа.
Мы, преподаватели, кураторы, формируем у студентов установку на здоровый образ жизни, отказ от вредных пристрастий. С этой целью разработан цикл мероприятий: «Будущее моей Родины — Казахстан», «Мы верим в молодежь», «Когда человек счастлив».
Интеллектуально-творческие конкурсы, деловые игры, КВН дают возможность учащимся заглянуть за пределы учебных программ, развивают способность думать, спорить, анализировать. Традиционными стали мероприятия, посвященные одной профессии: День геолога, День экологии, День финансиста, День энергетика, День строителя и т.д.
— Но и сам учитель не должен стоять на месте… Он обязан расти и совершенствоваться.
— Преподаватель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, методику преподавания, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные методы, обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию личности.
Одной из главных проблем обучения является проблема, как результативно научить всех и каждого студента в отдельности.
Перед преподавателем профессионального колледжа стоит задача подготовить специалиста, который будет отвечать требованиям времени, задача формирования необходимых компетенций, имеющих значение для избранной профессии и обеспечивающих им способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере.
Для формирования необходимых знаний, умений, навыков обучение технологическое, при котором обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Благодаря внедрению в практику дуальной технологии можно достичь главной цели профессионального образования — сформировать качества, необходимые нашим выпускникам для обеспечения их востребованности на рынке труда и помочь им в профессиональном становлении.
Государственная политика Казахстана направлена на то, чтобы наша страна заняла достойное место в мировом сообществе.
Сегодня в условиях развития и формирования рыночных отношений нашему обществу нужны квалифицированные специалисты.
В целях подготовки зрелого, конкурентоспособного специалиста в Атырауском колледже бизнеса и права поставлен ряд вопросов, позволяющих добиваться активизации познавательной деятельности, а также профессиональных навыков, интересов будущего специалиста.
Преподаватели спецдисциплин колледжа применяют различные формы и методы обучения, стараясь не учить, а побуждать учиться в творческом, продуктивном режиме.
Некоторые лабораторно-практические занятия проводятся с преподавателями спецдисциплин на предприятиях.
В колледже в целях стимулирования учебной деятельности студентов введена Рейтинговая оценка знаний, проводится текущий контроль в виде срезов, методом тестирования.
Вот уже седьмой год колледж является инициатором и организатором областных предметных олимпиад. Традиционным стало проведение ежегодных научно-практических конференций, по результатам которых изучаются сборники трудов студентов.
Студенты оказывают помощь престарелым людям, дому-интернату, Дому малютки, устраивают благотворительные акции, концерты.
При реально заметных реформах в нашем учебном заведении бережно сохраняется преемственность кадров. Атмосфера в колледже творческая. Результативно работают уже ставшие традиционными семинары и конференции по различным направлениям науки.
Лучшими педагогами-новаторами признаны А.Нургалиева, А.Мукашева, Г.Балтабаева, Л.Усенов, А.Имашева и др.
В целом профессорско-преподавательский состав представлен так: один академик, три профессора, три доцента, пять кандидатов наук, три магистра. Преподаватели с высшей категорией составляют 15%, с первой категорией — 16%, молодые преподаватели составляют более 10%.
В основу преподавания спецдисциплин взяты блочно-модульные технологии, технология личностно-ориентированного обучения. Все преподаватели прошли курсы повышения квалификации и переподготовки.
При изложении лекционного материала для заинтересованности обучающихся преподаватели стараются использовать ТСО, наглядные пособия, образцы узлов, опорные схемы и т.д.
Молодые преподаватели в тесном контакте с наставником стараются проводить занятия так, чтобы студенты как можно больше проявляли самостоятельность в решении различных задач, ориентировать учащихся на применение и использование знаний, полученных при изучении общетехнических дисциплин.
Опыт преподавателей изучается Методическим кабинетом, распространяется среди начинающих преподавателей путем проведения открытых уроков. С целью выявления творчески работающих, талантливых педагогов, поиска новых оригинальных педагогических идей в колледже проводится конкурс «Лучший педагог».
Лучшими учебными кабинетами определены кабинеты геологии, электротехники, строительства, экологии, НВП, по бухучету, финансам и т.д.
Преподавателями за прошедший год подготовлено более 30 учебно-методических разработок, в специализированных журналах опубликовано более 70 научных статей.
Для изучения основ бизнеса и развития предпринимательской деятельности из числа студентов, будущих экономистов, финансистов, бухгалтеров и правоведов была открыта экспериментальная площадка.
Процент трудоустройства составляет более 60. Гордостью колледжа являются выпускники. По итогам 2014 учебного года 32 выпускника получили дипломы с отличием.
В 2013-2014 учебном году со стороны облакимата была оказана поддержка на подготовку 85 студентов — кадров по госзаказу по 4 специальностям технического направления. Вместе с тем, за счет средств учредителей обучаются 15 студентов, в числе которых 9 детей-сирот и 6 инвалидов. Главное условие — отличная учеба и активное участие в общественной жизни общества.
Наш колледж — современное, многопрофильное учебное заведение, реализующее госстандарты среднего профессионального образования.
Мы уверенно смотрим в будущее, полны сил и энергии для новых и творческих свершений.
— Верится, что Ваши выпускники и впредь будут востребованы на рынке труда и внесут достаточный вклад в развитие нашей родной страны, найдут свое место в обществе образования и труда.
«Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».
В. Сухомлинский
Регина ВАЛИШЕВА