«ПК» уже сообщала о поиске родных бойца Аянова, а затем и о том, что они нашлись благодаря кличу нашей газеты. Мы поговорили с поисковиками, с родными погибшего, чтобы те, кто еще до сих пор не нашел пропавших на фронтах Второй мировой войны родных, продолжали ждать и верить.
Аянов Турарбек, останки которого нашли российские поисковики, призывался с младшим братом Уразбеком Аяновым (он 1920 года рождения и младше Турарбека на четыре года).
Как оказалось, младший брат фронтовика вернулся домой, и у него родилось потом семеро детей. Родственники же погибшего солдата РККА Аянова Турарбека — его племянник Аянов Толепкали Уразбекович с сыном Талгатом Аяновым — проживают сейчас в Атырау.
На днях «ПК» связалась с Талгатом, который и поделился с нами эмоциями.
— Я удивился и, конечно, обрадовался тому, что нашли место захоронения деда! Его ведь всю свою долгую жизнь искал мой второй дед. Он дожил до девяноста лет, но так и не нашел место захоронения брата, — рассказывает Талгат. — Я помню, как он даже в Смоленск ездил и потом с нами делился, как ему показывали деревню, и только примерное место, где погиб дедушка Турарбек. Он тогда и обряд по-мусульмански провел. Но точного места захоронения так и не нашел. Мы же всегда вели поиски в надежде, что сможем когда-нибудь посидеть у могилы нашего рядового.
Напомним, что дата и место призыва Турарбека Аянова, как сообщается поисковиками, — Макатский РВК, Гурьевская область, Казахская ССР. Воинское звание — красноармеец. Причина выбытия – убит 15 августа 1942 года.
Талгат поведал, что всего на фронт ушли четыре брата Аяновых: двое вернулись домой, а двое — нет. Один пропал без вести, а на второго, Турарбека, пришло известие, что погиб, но без указания места захоронения.
— Говорят, в могиле была найдена гильза от пули. И туда же была помещена бумага с указанием фамилии и данных — откуда был призван боец. И вот спустя более 70 лет все в земле сохранилось! — удивлялся наш собеседник.
Заветный медальон
«Прикаспийская коммуна» связалась также с командиром поискового отряда «Кобальт» из Москвы, который и нашел останки макатского фронтовика.
— Я вам опишу примерную картину происходившего, как погиб Аянов, — начал командир «Кобальта» Иван Зобнин. — Август 1942 года, Тёмкинский район Смоленской области. Командование 120-й отдельной стрелковой бригады (ОСБр) получает приказ взять деревни Шейки и Зерносовхоз. 14 августа 1942 года бригада пошла в бой. Шейки взяли быстро, но в Зерносовхозе завязались тяжелые бои. 120-я ОСБр имела четыре батальона. К концу того дня бригада имела 80 процентов потерь и позже была расформирована.
По словам Зобнина, рядовой Аянов служил в первом батальоне, над поднятием которого поисковики сейчас и работают. На данный момент найдены останки трех казахстанцев: Казангапова, Аянова, Митрошина.
— Аянова я нашел в одиночной ячейке. Наш поисковый прибор издал четкий сигнал, по которому я уже точно знал, что это звук каски. Была проблема — над ним выросло дерево, а корни закрыли доступ к останкам. Пришлось валить дерево, после чего мы смогли спокойно работать, — доложил поисковик.
Командир «Кобальта» поделился, что их радости не было границ, когда показался медальон. Ведь они так долго искали!
— Вскрыв его, мы смогли прочитать имя солдата! Всего за три дня (разговор с «ПК» состоялся 4 декабря. Авт.) мы нашли 27 бойцов, 17 медальонов, одиннадцать из них уже прочитали и теперь разыскиваем семьи, — рассказал Иван.
Талгат Аянов и его родные выразили огромную признательность российским и казахстанским поисковикам — напомним, именно казахстанский поисковый отряд «Майдан жолы» из Павлодара распространил информацию о поиске семьи Турарбека Аянова. Как признался, они даже планировали привезти останки бойца и перезахоронить его в Атырау.
— Но он в могиле не один, там еще десять солдат! Поэтому мы решили взять атырауской земли и поехать под Смоленск на торжественное захоронение, — сообщил Талгат.
К слову, лидер «Майдан жолы» Александр Шитов рассказал «ПК», что сейчас ведутся переговоры с поисковиками о захоронении и увековечивании имени Аянова Турарбека на территории Тёмкинского района Смоленской области.
Надежда ШИЛЬМАН