Политика

НАДЕЖНАЯ «ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Поставленная Главой государства в программе «Нұрлы жол» задача по переориентации экономической политики на контрциклический характер значительно увеличивает перспективы Казахстана в условиях нестабильности мировой экономической конъюнктуры.

Экономику Казахстана от внешних потрясений могут защитить и защищают, как подчеркнул Президент, эффективные меры по ее диверсификации. Кроме того, «подушкой безопасности», без сомнения, служит Национальный фонд. Объем бюджетной поддержки, предоставляемой из Нацфонда, в ближайшие 3-5 лет увеличит потенциал экономики. Произойдет это за счет модернизации объектов инфраструктуры, стимулирования развития частного сектора и активизации финансового сектора. Однако как ученый-экономист могу сказать, что для более эффективной бюджетной поддержки необходимо, чтобы она предоставлялась, во-первых, в сочетании с приверженностью соответствующих госорганов задаче установленного на среднесрочную перспективу целевого показателя устойчивого ненефтяного дефицита; во-вторых, с обеспечением макроэкономической и финансовой стабильности с учетом ограничений по потенциальному освоению средств и, в-третьих, с обеспечением высокого качества расходов на основе совершенствования системы оценки проектов и госзакупок.

В связи с этим следует отметить, что за последние годы деловая среда в нашем государстве значительно улучшилась. Однако еще много предстоит сделать, особенно в плане борьбы с коррупцией. Многие инвесторы также призывают Казахстан облегчить порядок привлечения в страну квалифицированных иностранных кадров, процедуру найма и увольнения работников. Согласно прогнозам, интерес инвесторов будет преимущественно направлен на потребительские рынки. Принимая во внимание этот фактор, нам надо уделить особое внимание развитию внутреннего рынка, прежде всего, за счет стимулирования спроса. Все эти моменты учитываются в Новой экономической политике «Нұрлы жол». Кроме того, Глава государства дал Правительству поручение дополнить эту программу новыми мерами.

Не менее важно помнить, что под руководством Президента существовавшая система экономики была радикально преобразована, и сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой. Особо отмечу, что экономика Казахстана обладает устойчивым ростом, в основу которого заложены раскрепощение частной инициативы и предпринимательства, активная внешняя торговля, привлечение инвестиций. При этом государство реализует собственную модель экономических преобразований, исходя из наличия богатейших запасов природных ресурсов и рационального использования научно-технического и производственного потенциала.

Достижения Казахстана за годы независимости действительно впечатляют, и это подтверждают цифры. Так, по классификации Всемирного банка мы входим в группу стран со средним уровнем дохода. Начиная с 1993 по 2013 год ВВП увеличился в 20 раз (с 11 404,3 млрд. долларов до 231 875,1 млрд.). Объем промышленного производства в 2013-м достиг 17 трлн. 833,9 млрд. тенге, и рост составил 129,1% по сравнению с 1991 годом. За период реформ Казахстан значительно поднял свой внешнеторговый потен­циал и сегодня экспортирует нефть, черные и цветные металлы, зерно и отдельные виды готовой продукции обрабатывающей промышленности. В итоге доходы госбюджета вырос­ли до 6,4 трлн. тенге в 2013 году с 7,1 млрд. тенге в 1993-м.

Использование различных инструментов регулирования инфляционных процессов, начиная от либерализации торговли в самом начале реформ, а в последующие годы — совершенствование инст­рументов таможенно-тарифной политики, меры по развитию конкуренции и снижению ценового сговора, укреплению производственного потенциала, соответствующих мер денежно-кредитной политики — позволили значительно снизить уровень инфляции в стране. Если в 1993 году она составляла 2165%, то в последние годы сохраняется в заданном интервале 6-8%.

Реализация специальных мер сохранения рабочих мест и содействия занятости в рамках «Дорожной карты» также позволили сохранить высокий уровень занятости и в период временных трудностей, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом. В ходе проведенных социально-экономических преобразований в стране был создан динамично развивающийся рынок труда: численность экономически активного населения увеличилась с 7,7 млн. до 9 млн. человек; численность занятого населения поднялась с 7,7 млн. до 8,5 млн. человек. Важно, что преобладает занятость на частных предприятиях, а уровень безработицы снизился более чем в 2 раза — с 12,8% в 2000 году до 5,2% в 2013-м.
Динамичное развитие экономики за годы независимости качественно повысило уровень жизни, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 34,6% в 1996 году до 2,9% в 2013-м. Следует отметить, что высокие темпы роста экономики удалось обеспечить за счет реализации системных и краткосрочных мер по расширению внутреннего спроса и восстановления инвестиционной активности в стране, а также по созданию прочной базы для решения стратегических задач экономики в период посткризисного развития.

Огромное значение для экономики имеет и стартовавшая в 2010 году Государственная программа ФИИР. Карта индустриализации Казахстана стала ключевым механизмом реализации этой программы, что позволяет государству совместно с бизнесом вырабатывать инвестиционные решения и обеспечивать взаимосвязь проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. В перечень проектов Карты индустриализации включены все значимые для экономики проекты, имеющие высокую степень проработки и соответствующие критериям госпрограммы. Проекты реализуются в таких приоритетных секторах, как АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации, машиностроение, туризм и космическая деятельность.

По оценке Казахстанского института развития индустрии, с началом реализации ГПФИИР темпы прироста производства стали расти. Так, в 2013 году в обрабатывающей промышленности реальный прирост объемов относительно 2008 года составил 22,5%; в горнодобывающем секторе — 20,1%. В ряде отраслей рост значительно превышает республиканский уровень: в машиностроении — в 2,3 раза (24,3 тыс. долл./;чел.), на производстве прочей неметаллической минеральной продукции — в 2,2 раза (39 тыс. долл./; чел.), фармацевтике — в 2,1 раза (42 тыс. долл./;чел.), химической промышленности — в 1,9 раза (48,2 тыс. долл./;чел.), металлургии — в 1,6 раза (98,9 тыс. долл./;чел.), легкой промышленности — в 1,5 раза (15 тыс. долл./;чел.). Такие показатели внушают оптимизм.

Сакен ЕСПАЕВ, директор Института экономики
КН МОН РК, доктор экономических наук
«Казахстанская правда»,
 12 февраля 2015 года

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button