Будем воплощать жизнь на местах!
Предстоящие выборы считают все экспериментальными – в трех городах и 42 районах будет избираться местное руководство. Вот и два района в Атырауской области тоже проголосуют за, по их мнению, достойного кандидата в акимы двух районов.
Но я бы не назвал выборы экспериментальными. На самом деле институт выборности у нас реализуется с начала 2000-х годов. Да, сначала были в пилотном режиме, потом на некоторое время в 2007 году опять к прямому назначению вернулись.
Вообще, о самоуправлении говорится уже не первое десятилетие. И по сути дела, еще в 1998 году в Конституцию изменения и дополнения вносились – порядок наделения полномочиями акимов районов, городов областного значения, поселков и сёл меняли.
Посмотрим, как эксперимент с выборами в этом году будет реализован.
Конечно же, это следствие тех политических реформ, которые проводит Касым-Жомарт Токаев, поэтапное следствие. Но, тем не менее, эта выборность — один из первых шагов к формированию реальной системы местного самоуправления в Казахстане. Потому что еще комплекс самых разных мер — и законодательных, и организационных и финансовых — нужно принимать по развитию этой системы местного самоуправления.
Что касается роли выборов в контексте усиления партийной конкуренции – это довольно непростой вопрос. Наверное, известно, что кресло районного и даже городского акима в табеле престижности уступает креслу акима города-миллионника, области или даже, может быть, креслу депутата Мажилиса или Сената. Мы видели по опыту недавних выборов в Мажилис активность политических партий достаточно большой, в том числе и две новые политических партии довольно эффектно проводили предвыборную кампанию. Одна из них — «Республика» попала в парламент. Но, скажем так, партии повысили свою конкурентоспособность, так как упрочили в тот период обратную связь с электоратом. Тем не менее, надо было признать, что организационные возможности не у всех партий одинаковые; и по сей день не все имеют возможности, особенно в регионах, эффективно работать, предпочитая сконцентрироваться там, где есть политические микрофоны – столица, города, областные центры, где можно более громко заявить о себе.
Понятно, что партийцы должны ориентироваться не только на собственный интерес, но и учитывать мнение электората. Поэтому не так-то просто сделать выбор на районном уровне или на уровне небольших городов. Авторитет этих политических партий перед местным населением будет оцениваться через конкретные дела акимов, которые станут баллотироваться от партии.
Нынешние выборы – это хорошо, с точки зрения развития демократии. Если прежде акимы были назначенцами, то местные жители, обычно центр (столицу — Ред.) в мелких проблемах обвиняли. Теперь же спрос будет с конкретного человека, которого выбрали сами жители районов.
Не только политические партии по закону могут выдвинуть кандидата в акимы районов — есть и самовыдвиженцы. К тому же имеется альтернативный способ — если кандидатов нет, то вышестоящий аким может выдвинуть одну или две кандидатуры на эту должность. И надо понимать, что не все районы в Казахстане — престижные для работы, много проблемных районов и сел, и разгребать большое количество вопросов придется местным руководителям, а возможностей у них не так много. Поэтому с этой точки зрения нужна какая-то дифференциация подхода.
Мы знаем, что та же партия АMANAT имеет гораздо больше организационных возможностей – представлять в самых отдаленных районах своих кандидатов. Думаю, их значительная часть будет представлена по республике членами именно этой партии. Но все равно, самое главное – это шаг политической культуры к электоральной культуре населения. Посмотрим, чем это все закончится.
Выборы в регионах важны с точки зрения понимания политической культуры данной части населения. Она была всегда довольно высокая в Казахстане в плане посещаемости и электоральной активности. Мы знаем, что в Алматы меньше всего приходит населения на избирательные участки, не намного больше в Астане. А в регионах обычно высокий процент голосования. Но здесь хотелось бы, чтобы люди не просто приходили голосовать, а чтобы были ознакомлены с программами кандидатов. Имели более или менее политическую ответственность как избиратели за то, как выбранный ими аким будет реализовывать их собственные пожелания и свою предвыборную программу. И чтобы не всегда винить центр во всем, а, исходя из имеющихся возможностей и имеющихся личностей, воплощать жизнь на местах.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ
политолог