ПО ПУТИ СУВЕРЕНИТЕТА, МИРА И СОЗИДАНИЯ
В уходящем, 2011 году, Республике Казахстан исполняется 20 лет. Большинству современников, особенно молодежи, свойственно недооценивать историческую значимость происходящих с нами и вокруг нас событий. Но то, что произошло 20 лет назад в Беловежской Пуще, когда распалась мощная мировая держава, а на ее осколках появились новые государства, в том числе Казахстан, нельзя не принять во внимание. Тогда многие эксперты с мировыми именами предрекали, что большинство государств на постсоветском пространстве, и особенно центральноазиатском, не смогут самореализоваться. И в конечном итоге, попадут под экономическое и политическое влияние более сильных соседей — России, Китая, Запада, США.
Но жизнь показала недальновидность таких политических прогнозов, бифуркации общества не произошло. Первым Президентом независимого Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была определена стратегия реформирования страны: «сначала — экономика, затем — политика». Впервые правовые основы государственной независимости были провозглашены в Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятой 25 октября 1990 года. В ней провозглашалось верховенство и приоритет Конституции и законов республики на территории Казахской Советской Социалистической Республики.
Официально, де-юре, суверенитет нашей страны был закреплен Конституционным Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года. Таким образом, сбылась многовековая мечта казахского народа о государственной независимости.
Но до реального полноценного суверенитета было еще далеко, предстояла сложная и напряженная работа по созданию новых экономических, политических и социальных институтов на принципиально новых рыночных основах и демократических ценностях. В середине 90-х годов после провала пресловутой «перестройки» экономика, хозяйственные связи были нарушены, страна находилась в крайне тяжелом положении. Обстановка того времени требовала принятия быстрых, решительных, зачастую непопулярных в обществе решений и реформ. На пути построения суверенного государства наша республика столкнулась с множеством разнообразных проблем. Предстояло определиться с основными направлениями внутриполитического развития, разработать основные приоритеты, методы и средства их реализации. В начале 90-х годов восстановление экономики, реформирование социально-политических институтов приходилось вести практически на подсознательном уровне, так как опыта строительства суверенного государства после распада командно-административной системы на постсоветском пространстве еще не было. Казахстан одним из последних среди республик бывшего Союза вышел из рублевой зоны. Переход к национальной валюте — тенге начался с Указа Президента от 15 ноября 1993 года. Этот факт стал ключевым моментом в деле становления казахстанской экономики. С момента введения и на настоящий момент тенге доказал свою жизнеспособность, став одной из самых котируемых и стабильных валют на постсоветском пространстве. В результате постепенно сформировалась и казахстанская финансовая система — Национальный банк и банки второго уровня.
Казахстанцы под руководством Первого Президента Нурсултана Назарбаева начали строительство демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Сегодня результаты реформ в области экономики стали объектом не только пристального внимания, но и детального изучения нашими ближайшими соседями по СНГ, с которыми мы имели одинаковые стартовые условия для восстановления и развития. Благодаря дальновидной политике руководства страны за годы независимости в экономику Казахстана было привлечено более 100 миллиардов иностранных инвестиций, в то время как собственные превысили 150 млрд. Результатом стало строительство новых промышленных предприятий, создание новых отраслей и направлений в экономике. Созданный за годы независимости экономический потенциал, политика, направленная на создание внутренних резервов, Национального фонда помогли в период мирового финансового кризиса избежать его разрушительных последствий, сохранить стабильность экономики и условия для ее развития.
Начиная с середины 1995 года, ситуация в экономическом секторе Казахстана начинает постепенно стабилизироваться, внутренний валовой продукт (ВВП) страны увеличивается на 0,5%; это мало, но это был шаг вперед. Достигнутые результаты и сложившаяся социально-политическая обстановка на тот период диктовали необходимость разработки стратегической, научно-обоснованной концепции дальнейшего социально-экономического и политического развития страны. 10 октября 1995 года Нурсултан Назарбаев выступил с первым «Посланием народу Казахстана», в котором была изложена Стратегия развития страны до 2030 года. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» — такие приоритеты и задачи ставила эта стратегия. Этот исторически значимый документ стал генеральным планом реформирования и модернизации страны во всех областях жизни общества, определил цели и перспективы дальнейшего развития. Нурсултан Назарбаев стал первым президентом на постсоветском пространстве, провозгласившим Стратегию развития суверенного государства на ближайшие десятилетия.
Уже к 2003 году республика восстановила уровень промышленного производства до уровня докризисного 1991 года. Все эти успехи и достижения стали возможными, благодаря напряженной работе по реализации «Стратегии-2030» как на республиканском, так и на региональном уровнях.
Новая цель и перспектива дальнейшего развития диктовали необходимость новой символики государства, она была разработана и утверждена, сегодня голубой Флаг Республики Казахстан гордо реет над Акордой и на мировых форумах, международных спортивных соревнованиях. Символом Независимого Казахстана стала и столица Астана. Озвученная в начале 90-х годов, идея о переносе столицы из Алматы в тогдашний провинциальный областной центр Целиноград, вызвала в обществе многочисленные споры и вопросы. Среди них наиболее острыми были: актуален ли перенос столицы и стоит ли взваливать на государственный бюджет такое тяжелое финансовое бремя. Однако жизнь доказала прозорливость и мудрость этого решения Лидера нации. В 1997 году Указом Президента Акмола стала столицей Казахстана, а в последующем 1998 году она была переименована в Астану (с казахского «астана» — «столица»). Это решение было продиктовано выгодным геополитическим расположением города в центре страны, на пересечении крупнейших транспортных магистралей, наличием необходимой транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, свободных земель для развития столицы. В 1999 году по решению ЮНЕСКО, столице Казахстана была присуждена медаль и присвоено высокое звание «Город мира». Казахстан стал единственным государством на евразийском пространстве, сумевшим на рубеже веков решиться на такой непростой шаг. Но жизнь подтвердила правильность данного выбора. Перенос столицы и ее строительство стали мощным импульсом для развития экономики республики в целом (строительство и смежные с ней отрасли промышленности). Астана стала символом нового молодого государства — Республики Казахстан и местом проведения важных политических форумов мирового значения (съезды мировых религий и конфессий; Саммит ОБСЕ и т.д.).
В новой столице была воплощена Евразийская идея взаимосвязи Востока и Запада (восточная ментальность и европейская инновационно-техническая культура). За годы независимости, благодаря поэтапной реализации «Стратегии-2030», Республика Казахстан превратилась из сырьевой, аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну, стремящуюся войти в число 50-ти наиболее развитых стран мира. И жизнь доказала, такая задача вполне по плечу современному казахстанскому обществу.
После стабилизации экономики началось активное реформирование политической системы, в задачу которого входило создание институтов президентства, двухпалатного парламента, местной исполнительной власти нового формата и т.д.
Казахстан, исторически являясь одним из многонациональных государств на евразийском пространстве, сумел в сложных и непростых условиях 90-х годов сохранить гражданский мир и межнациональное согласие. И здесь важную роль в консолидации общества сыграла созданная по инициативе Нурсултана Назарбаева Ассамблея народа Казахстана. За годы независимости АНК стала крепким политическим институтом, способствуя формированию и строительству казахстанского социума на принципах демократии и гуманизма.
Стабильность в обществе во многом зависит от внешнеполитической ситуации, отношений с соседними государствами и мировым сообществом в целом. И основными принципами внешней политики Казахстан провозгласил мир, дружбу и взаимовыгодные добрососедские взаимоотношения. Первым шагом на пути реализации этих принципов стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона, одного из крупнейших в мире. Вторым — отказ от ядерного оружия и выход из «ядерного клуба». Затем, самым значимым событием в этой области явилось принятие Закона о «Государственной границе» в 1993 году и последующей делимитации границ с Китаем, Узбекистаном, Российской Федерацией. К 2005 году республика стала одной из первых стран на пространстве СНГ, осуществившей делимитацию своих сухопутных границ.
С момента распада супердержавы и после образования СНГ Нурсултан Назарбаев одним из первых выступил инициатором претворения в жизнь Евразийской идеи межгосударственного сотрудничества. Реальным подтверждением правильности выбора этого направления развития стало создание в 2011 году Таможенного союза в составе трех государств (Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан) и подписанного в конце ноября 2011 года трехстороннего соглашения о едином экономическом пространстве. Все эти подвижки в сторону интеграции связаны во многом с реализацией «Стратегии-2030», где одним из приоритетов провозглашены региональная интеграция и международное взаимовыгодное сотрудничество. Благодаря результатам, достигнутым за годы независимости, мы стали «узнаваемы» не только в Евразии, но и в мире, стали уважаемым, полноправным членом мирового сообщества.
За годы независимости в Казахстане, наряду с южной и северной столицей, появилась нефтяная — Атырау. Западный Казахстан, и в особенности Атырауская область, за годы независимости совершили качественный рывок вперед, став «локомотивом» индустриально-инновационного развития республики. А Атырау превратился в современный, красивый мегаполис со всей необходимой развитой инфраструктурой, прекрасными сооружениями, красивыми мостами, социальными объектами. А также центром инновационного развития. И в этом, безусловно, огромная заслуга принадлежит руководству области во главе с Бергеем Рыскалиевым, последовательно реализующим мудрую президентскую «Стратегию-2030» в жизнь на региональном уровне.
20-летний юбилей Независимости казахстанцы встречают устроенным бытом, богатым дастарханом, уверенностью в будущем своих детей; отсюда и хорошее настроение, приподнятое ожидание праздника, уверенность, что все намеченное осуществится.
Карим УТЕЛЬБАЕВ,
доктор философских наук, профессор Атырауского института нефти и газа