ЗНАЧИМЫЙ ВКЛАД В ИСТОРИЮ
При поддержке Атырауского областного акимата в издательстве «Мерекенің баспалар үйі» города Алматы издана книга «Казахское ханство в XVII-XIX в.в.», состоящая из 688 страниц, тиражом 1330 экземпляров. Авторы книги — доктор исторических наук, профессор Ерлан Сыдыков и доктор исторических наук, профессор Абилсеит Мухтар.
Эта монография, как и указано в названии, посвящена анализу истории Казахского ханства во второй половине XVII века и первой четверти ХIХ века. В исследованиях до нашего времени, касающихся этого периода, много говорится о распаде целостности Казахского ханства после 1731 года, о разногласии между тремя жузами. Деятельность хана Младшего жуза Абулхаира показана как побуждение к власти и трону. В данной монографии профессиональные историки предлагают рассмотреть эту проблему более глубже и шире. Заново анализируя ранее опубликованные архивные данные, исследовательские работы и основываясь на новых материалах из архива России, Китая, Ирана, авторы высказывают свои точки зрения, свой взгляд на те времена.
Несомненно, историки, специалисты дадут свою оценку этой работе. Мы, как читатели, первыми ознакомившиеся с монографией, хотим поделиться со своими мнениями с другими читателями.
На наш взгляд, новшествами в монографии «Казахское ханство в XVII-XIX в.в.» являются утверждения о системе правления и особенностях развития Казахского ханства. «Одним словом, семь ступеней правления — аул, ата аймак, род, арыс, улус, жуз, ханство — крепко утвердились в жизни казахов. Когда-то несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения, составляли ата аймак, затем тринадцать-пятнадцать аймаков объединялись в ру, они обзаводились потомством и создавали арыс. Ими управляли аул басы, аксакалы, улусы. Позже большие ру (роды) объединялись в улусы, несколько улусов — в жузы. Арысами управляли султаны, жузами — ханы. А в конце все вместе объединялись в одно государство — ханство. В специальном созыве Курылтаев их представители избирали Великого кагана или Великого хана» — пишут авторы.
Именно в этом вопросе, когда говорится о Бас (Главных), Ага (Старших) ханах в истории Казахского ханства, исследователи не могут прийти к единому мнению. Авторы данной монографии утверждают, что Бас (Главными) ханами Казахского ханства являются Тауке, Болат, Кайып, Абилхайыр, Абильмамбет, Абылай. И подтверждают это конкретными фактами.
Например, о Бас ханах, которые управляли Казахским ханством, в своем письме к администрации Омбы Абылай хан писал: «Моими предками являются Барак хан, Жанибек хан, Жадик хан, Шыгай хан, Есим хан, Жангир хан, Тауке хан, Болат хан, Кайып хан, Абилхаир хан, Абилмамбет хан, и только после них я, Абылай хан». В этом ценном документе впервые дан хронологический список казахских Бас ханов. И то, что он написан от имени Абылай хана, прибавляет вес данному документу. И поэтому главная особенность этого труда состоит в том, что в нем впервые дана справедливая оценка личности хана Абилхаир Кажысултанулы, который до этого во многих исследовательских работах, исторических и литературных произведениях характеризуется как «властолюбивец, предавший казахский народ русским». Также в нем указано, что Абилхаир был Бас ханом Казахского ханства 30 лет (1718-1748).
В монографии разносторонне, с конкретными доказательствами раскрыта роль в системе управления младших ханов, биев, института батыров, представителей религии. Историки утверждают: «ру (род) казахов — основа нашего государства». Роды, сохраняя политико-экономическую независимость, создали федерацию родов, затем союз конфедерации племен. Союзы конфедерации сошлись в Народный совет, состоящий из Старшего, Среднего и Младшего жузов, Курылтай. На Совете народов обсуждались национальный вопрос, внешняя политика, вопросы сохранения национальной целостности. И все это является доказательством того, что до усиления российского колониализма в ХIХ веке, в Казахском ханстве в борьбе против внешних врагов было больше единогласия, чем внутреннего разногласия.
Например, с письмом китайскому императору хан Младшего жуза Нуралы отправляет своих послов: «У казахов есть три рода и три хана, управляющие ими. От Абилпейз султана мы узнали о том, что он и ханы Абилмамбет, Абылай установили с Вами доверительное отношение. Мы, Нуралы хан и султаны Ерали, Досалы, Карагай (сын Абилхайр хана. Исследователи называют его Каратай — Е.С., А.М.), возглавляем Младший жуз. Хоть мы и разделены на три жуза, в борьбе против врагов и в мирной жизни мы всегда вместе. И поэтому мы так же, как и другие жузы, хотим утвердить с вами отношения». С предложением укрепить взаимоотношения отправляют своих послов и ханы Младшего жуза Батыр и Кайып, утверждая о том, что «со времен Чингиз хана среди казахов нет внутреннего разногласия». Авторы выражают мнение: «Как мы видим из письма правителей Младшего жуза, каждый из них через Абилпейз султана поддерживал внешнюю политику Абилмамбет хана и Абылай хана, и постоянно поддерживали с ними отношения».
Последние разделы книги посвящены истории национально-освободительных восстаний против российского колониализма. Авторы пишут: «Со смертью Бас хана Казахского ханства Абылая разрушился государственный строй, обострился кризис, на традиционную систему правления оказали влияние страны-колониалисты. Со смертью Абылай хана пришел конец традиционной системе правления — институту Бас ханов.
В последнюю четверть ХVIII века и в начале ХIХ века колонизаторская политика царизма усиливается. Ссылка Нуралы хана в Уфу, по согласованию с русскими вступление на престол ханов Младшего жуза Ерали, Есима, Айшуака, Жанторе, Шергазы, Бокея — свидетельствуют о кризисе в системе правления в Казахском ханстве. Вмешательство русских во власть хана Среднего жуза Уали, наставление против него Бокей хана и открытая его поддержка привели к изменению казахской системы правления в русскую. В это время начались народные восстания против колонизации. Их возглавляли, безусловно, народные герои. При поддержке народа Сырым батыр, Каратай хан, Арынгазы хан, Кайыпкали султан и Жоламан батыр один за другим вели борьбу против российской колонизации. В результате освободительного восстания Сырым батыр вернул издавна принадлежащую казахскому народу землю между реками Волга и Урал, Каратай хан и Арынгазы хан доказали важность для народа традиционной системы правления, Кайыпкали хан — несостоятельность политики «ослабления сил казахов путем разделения их на два», Жоламан батыр — невозможность отказа от пастбищ в прибрежьях Елек.
Колонизаторская политика царизма в казахских степях получила отпор. Казахскому народу предстояли кровопролитные войны и сражения, продлившиеся сотни лет во имя восстановления и сохранения казахов как нации.
Да, читая от начала до конца историю «Казахского ханства в XVII-XIX в.в.», перед читателями встает картина трехвековой истории Казахского ханства. Мы можем с уверенностью сказать, что данная монография, охватившая не только вышеназванный период, а всю древнюю историю казахов — значительный познавательный вклад в изучение всего 550-летия Казахского ханства, отмеченное лишь вчера.
«Со смертью Бас хана Казахского ханства Абылая разрушился государственный строй, обострился кризис, на традиционную систему правления оказали влияние страны-колониалисты. Со смертью Абылай хана пришел конец традиционной системе правления — институту Бас ханов.
Главная особенность этого труда состоит в том, что в нем впервые дана справедливая оценка личности хана Абилхаир Кажысултанулы, который до этого во многих исследовательских работах, исторических и литературных произведениях характеризуется как «властолюбивец, предавший казахский народ русским». Также в нем указано, что Абилхаир был Бас ханом Казахского ханства 30 лет (1718-1748).
Қазбек Құттымұратұлы,
редактор историко-познавательного
журнала «DANAkaz»