ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ПРАВЯЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Жан-Мари Гюстав Леклезио — современный французский писатель, лауреат Нобелевской премии 2008 года. В 1994 году он был назван величайшим из ныне живущих писателей, пишущих по-французски. Формулировка Нобелевского комитета следующая: «Автор новых направлений, поэтичных приключенческих чувственных восторгов, исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации». Для непосвященных читателей это обтекаемая, непонятная формулировка. Чтобы расшифровать ее, предлагаю ближе познакомиться с его творчеством.
Леклезио — автор более 30 книг: рассказов, романов, эссе, сказок и двух переводов книг по американской мифологии. Сегодня мы поговорим о его первом и нашумевшим романе «Протокол», за который он получил премию Ренодо, и документальном романе о знаменитых мексиканских художниках ХХ века «Диего и Фрида».
Прежде чем начать разговор о творчестве Жана-Мари Гюстава Леклезио, хочу сказать, что читатель не должен идти на поводу даже Нобелевского лауреата, а иметь собственное мнение. Рискну предложить свою точку зрения.
Сюжет романа «Протокол» отвлеченный и невнятный. Автор суров к себе. В предисловии к книге Леклезио пишет: «Пожалуй, книга грешит излишней серьезностью и многословием, стиль чересчур вычурный, а язык являет собой нечто среднее между сугубым реализмом и выспренностью».
Главный персонаж романа — молодой человек по имени Адам Полло. Описывая его, автор вскользь замечает: «Было в нем что-то от больного зверя». Сам себя герой книги называет «Адам Поло, мученик». Печальная, скорее, мрачная книга. Сомнение вызывает адекватность поведения Адама. Оно смущает, угнетает и таит загадку. Создается впечатление: он сбежал и скрывается. Но от кого и от чего? Психиатрическая клиника или армия? Писатель свое внимание на этих фактах не заостряет. По ходу чтения понимаешь, что это и неважно. Важно другое: уязвимый, тонкий, противоречивый, он видит мир не таким, каким его видят все остальные. Необъяснимость поступков Адама, непрозрачность его побуждений понять непросто. Но слова героя: «Я умер от остального мира и мне больше не нужно быть живым перед всеми и делать много всякого, чтобы сойти за живого», — объясняет многое. Он — одиночка, который сознательно отверг общество. Есть мудрые слова: «Чем больше знаний, тем больше скорби». Это о нем, о главном герое романа. В нем есть кое-что особенное — возможно, гениальное, оно-то и делает его невыносимым для общества, для людей. Обладание сокровенными знаниями — большой груз для психики. Читая, понимаешь, как коротко расстояние от ума до безумия. То и дело возникают вопросы: блаженный или мудро думающий человек? На мой взгляд, писатель пытался воссоздать образ свободного человека. Свободный человек самостоятельно мыслит, говорит и действует, в отличие от многих шаблонно думающих людей. Но быть самим собой, быть верным собственной природе предполагает одиночество. Тема одиночества — на первом плане романа. Конфликт с окружающим миром доводит Адама до психиатрической больницы, где, возможно, он закончит свою жизнь. Отсюда вытекает следующий вывод: иллюзорна мысль о бегстве от общества. Это тупик, который приносит только разрушение.
Через страстные монологи главного персонажа Леклезио делится с читателями следующими мыслями: «Мы все похожи, все мы братья», «Мы пользуемся всем, потому что мы хозяева, единственные существа в мире, наделенные интеллектом», «Распространяйте доброе слово», «Родители овеществляют своих детей — они обращаются с ними, как с предметами, которыми владеют. И передают этот вещный психоз детям. Вот их дети и боятся общества, общества взрослых», «Необходимо сомневаться. Иначе отпадает необходимость в мыслительной способности».
Роман «Протокол» привлекает глубокой индивидуальной подачей, особым миром мыслей и чувств, вторжением в глубины человеческой психики. Только большой писатель может так сосредоточенно вглядываться во внутренний мир человека и выплескивать неординарные мысли. Пронзительный и безысходный роман французского писателя отражает дисгармонию, уродство современного общества, вынуждающего наиболее мыслящих бросать ему вызов. Все настолько серьезно, насколько и грустно. Книга должна быть целебной и оставлять щелочку света — это мое принципиальное мнение. Насколько это получилось у писателя — судить читателям.
Леклезио утверждает: «Меня мало заботит реализм повествования. Мне хотелось, чтобы моя книга воспринималась как абсолютный вымысел, имеющий единственную цель — вызвать отклик (пусть даже ничтожный) в умах читателей». Ему это удалось.
Книга «Диего и Фрида» — документальный роман о жизни и любви Диего Ривера и Фриды Кало — великих художников Мексики. Фрида входит в список 100 великих женщин мира. Ее жизнь — это подвиг, духовный и физический. Несмотря на физические недуги и недолгую жизнь (умерла в 47 лет), она смогла оставить значительный след в мировой живописи и познать великую любовь. Ее жизнь была полна физических страданий. В шесть лет Фрида перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога была короче и тоньше левой. 17 сентября 1925 года она попала в аварию, их автобус врезался в трамвай. Последствия аварии были страшные. У нее были повреждена почка, тройной перелом позвоночника в поясничной области, перелом шейки бедра и нескольких ребер, левая нога сломана в 11 местах, правая ступня раздроблена, вывих левого плеча, тройной перелом таза. В конце жизни ей ампутировали одну ногу. Трагическая личная, но одновременно счастливая творческая судьба. Фрида Кало стала культовой художницей ХХ века. По мотивам книги снят не менее знаменитый фильм «Фрида», где роль мексиканской художницы сыграла популярная актриса Сальма Хайек.
Леклезио строго придерживается исторических фактов. Книга иллюстрирована фотографиями. Но от книги я не получила полного удовлетворения. Писатель не совсем откровенен. Образ Фриды получился однобоким, лакированным. Ведь великая художница не была идеальной, наоборот, отличалась любовью к эпатажу, шокирующим поведением, присущей всем гениальным творческим личностям. Документальная хроника, на мой взгляд, должна быть прозрачной и достоверной. Но главную цель Леклезио все же достиг: у меня проснулся большой интерес к творчеству Фриды Кало.
Гуляим БАЙМУРЗИНА