ВКЛЮЧАЙТЕСЬ В КАЗНЕТ ПО МАКСИМУМУ
Не так давно весь мир отметил Международный день Интернета. В том числе и Казахстан, ведь в нашей стране, по данным Министерства культуры и информации, треть жителей — Интернет-пользователи.
Ну как здесь не воспользоваться случаем и не поговорить о Всемирной Сети — этой сокровищнице человеческого знания? А завести речь хотим конкретно о Казнете, который в последнее время стал значительно «шире», интереснее, доступнее. Увеличивается количество отечественных Интернет-ресурсов, появляются интересные познавательные сайты, создаются блог-платформы, «заводят» Интернет-версии уважаемые себя печатные издания. Но только почему мы с вами не такие частые гости в Казнете?
Сегодня в плане развития Интернета Казахстан отстает от Америки на десять лет, от Российской Федерации — на 5. Зато по сравнению с другими годами Казнет далеко шагнул вперед. Так, недавно у нас появилась возможность регистрировать свой домен на кириллице: Казахстан стал третьей страной после России и Словении. Количество же доменов «кз» за последний год увеличилось на 20 тысяч!
Если взять для примера прошлые годы, в последнее время реклама на отечественные сайты стала «приходить» с завидной скоростью. Так, в 2011-м только за размещение рекламных роликов разным сайтам в целом удалось заработать порядка 5 миллионов долларов. В этом году прогнозируется, что сумма будет около 10 миллионов.
Если все будет идти в таком позитивном русле, то через несколько лет объем рынка рекламы в Казнете будет равняться 50 миллионам долларов. Такой прогноз делают в Интернет Ассоциации Казахстана (г. Алматы).
Между тем, если сравнивать Алматы, Астану и Атырау с другими регионами страны — отставание в развитии Интернета разнится в три года.
— Просто у нас в столицах связь современнее, Интернет доступнее, поколение 3G. Это ведь тоже немаловажно, — объяснил нам в интервью исполнительный директор Интернет Ассоциации Казахстана Асет Нурпеисов.
Но, в принципе, Интернет уже прочно вошел в жизнь современного казахстанца. Просто некоторые еще не знают (а может, не хотят знать), как правильно им пользоваться.
В каждой стране Интернет входит в жизнь человека стандартно: сначала вы «кликаете» развлекательные сайты, ищете фильмы, скачиваете музыку, затем, так сказать, когда этим пресыщаетесь, вам нужно нечто большее. И вот тогда пользователь открывает для себя Интернет с другой стороны: бывая в «паутине», можно общаться, обмениваться мнениями, находить полезную, а то и необходимую информацию.
Все когда-то начинали с «Мира»…
Сегодня много казахстанцев начинают свое общение с Интернетом, создавая свою страничку в той или иной социальной сети. В Казахстане по уровню популярности можно назвать в порядке убывания такие соцсети, как «Мой Мир», «Одноклассники», «ВКонтакте».
— Люди, мало знакомые с Интернетом, по моим наблюдениям, открывают свои странички в «Мире», — замечает наш собеседник. — Считается, что именно этой соцсетью весьма легко «управлять»: общаться, помещать свои фото, высказываться в микроблогах. В основном там «сидят» молодые люди. «Одноклассники» больше посещают наши родители — люди старшего поколения.
В социальных сетях Facebook, Twitter также стали часто общаться казахстанцы, но пока в основном в них алматинцы, жители севера Казахстана. Всего в Facebook ежедневно заходят 400 тысяч казахстанцев. Негласно считается, что Facebook, Twitter — так называемые элитные сети. Но это, в целом, по той простой причине, что поначалу, когда эти сети только пришли в нашу страну, были на английском языке и доступ к ним был только для тех, кто знает язык.
Почему входящих мало?
По словам Асета Нурпеисова, сайты в Казнете, в принци пе, сегодня представляют интерес. Однако из-за того, что они не всегда обновляются, там мало рекламы, соответственно и просмотров не густо. За исключением нескольких известных информационных сайтов — Интернет-версий республиканских газет.
— Мнение сейчас «ходит» в обществе — мол, газеты скоро вымрут, будут только Интернет-версии печатных изданий. Но пока Казахстану это не грозит, — уверен наш собеседник. — Повторюсь, что не все газеты имеют свои сайты, а те, которые имеют, обновляются зачастую только в день выхода газеты в печать (кстати, сайт нашей газеты www.pricom.kz стал обновляться ежедневно. — Авт.). Казахстанские газеты пока, скажем так, не могут адаптироваться в Интернете. А как было бы удобно, если бы сайты обновлялись. Еще было бы хорошо, если станет возможным купить версию нужной вам газеты и загрузить ее себе в iPad или iPhone, чтобы читать в любом месте и в любое время. К сожалению, пока такой услуги в нашей стране нет.
По словам представителя Интернет Ассоциации Казахстана, сегодня создать сайт может любой желающий, который с компьютером на «ты». Три тысячи тенге вы потратите на домен, 2 тысячи на хостинг. Остальное — за вами. Здесь главное — идея.
Асет Нурпеисов озвучил в разговоре с нами и проблему нехватки IT-специалистов в стране. Наблюдается настоящий кадровый голод, айтишники — на вес золота. Поэтому за неимением специалистов в Казахстане приходится привлекать их из ближнего зарубежья. Так, сегодня у нас трудятся IT-специалисты из Белоруссии, Украины, России и даже Узбекистана! Между тем ряд вузов открыл отделения по обучению информационным технологиям. Так, сегодня можно выучиться на программиста в КБТУ, Международном IT-университете, СГУ.
— Молодежь по старинке идет учиться на экономистов и юристов. А мы говорим: за информационными технологиями — будущее. Надо учиться на IT-специалистов. И «поднимать» наши отечественные сайты.
А вот блог-платформы в Казнете приобретают популярность. Пока на первом месте по признанию пользователей и количеству блоггеров — Yourvision, который на сегодня является интереснейшей блог-платформой, где обсуждаются последние новости, выкладываются посты на самые различные темы. С 2008 года и по сегодняшний день Yourvision — лидер мнений в Казахстане. Между тем за последние годы в Казнете появилось порядка двадцати разных крупных блогплатформ.
— Проблема состоит опять же в активности, — делится с нами Асет Нурпеисов. — К примеру, атыраусцы, и в целом Запад Казахстана (кроме Актау — в этом городе есть несколько активных блоггеров), по моим наблюдениям, очень инертны в этом отношении, вам проще написать какое-нибудь высказывание в микроблог той или иной соцсети. А озвучить актуальную проблему, показать свой угол зрения — почему-то не хотите. В итоге на блог-платформах сегодня сидят лишь алматинцы, астанинцы, север Казахстана. Они озвучивают проблемы, проблемы подхватывают журналисты, на статьи журналистов обращают внимание власти и — вот и действенность блогов. Так что, давайте будем деятельными, активными, давайте создавать блоги, сайты, давайте уже использовать Казнет по максимуму!
СПРАВКА «ПК»
19 сентября 1994 года началась история казахстанского Интернета. В этот день для регистрации доменов была открыта новая зона KZ, взамен оставшейся в истории, зоны советского союза SU. Термин «Казнет» появился несколько позднее и включает в себя следующие основные понятия: региональную доменную зону KZ; ресурсы других региональных зон, расположенные на площадках казахстанских провайдеров; иностранные ресурсы, направленные на казахстанскую аудиторию; ресурсы иностранных представительств казахстанских организаций; казахстанские хостинг и интернет-провайдеры; IT-компании и специалисты, действующие на интернет-рынке; аудитория, на которую направлены вышеперечисленные ресурсы и услуги организаций, действующих в этом поле.
Подготовила Надежда ШИЛЬМАН