Веник для чиновника
Антикор выступает за широкое применение общественных работ в качестве наказания за коррупционные преступления. Коррупционеров могут привлекать к уборке города. Подметание улиц и уборка у мусорных контейнеров гораздо больнее ударит в воспитательном плане. Какие новшества намерено запустить главное ведомство страны по противодействию коррупции? Что изменилось в части наказания для тех, кто получает подарки, и тех, кто их преподносит?
Получение и дача незаконного материального вознаграждения может дорого обойтись для обеих сторон, вплоть до уголовного наказания. Вместе с тем, не во всех случаях получения подарков и льгот предусмотрена суровая статья Уголовного Кодекса РК.
Не золоти ручку
На недавнем брифинге в СЦК первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов сообщил, что за предоставление вознаграждений, подарков или льгот физические лица понесут наказание по статье 676 КоАП в виде штрафа размером 200 МРП, а это почти 600 тыс. тенге. А если же такое вознаграждение или подарок будет исходить со стороны юридического лица, то оно будет квалифицироваться по статье 678 КоАП и здесь уже штраф возрастает до 700 МРП, это ни много ни мало свыше 2 млн тенге. При повторном совершении такого правонарушения в течение года юридическое лицо заплатит уже в два раза больше – 1500 МРП, или 4,5 млн тенге.
Плата за подарок
Спикер Агентства в контексте вопроса подарков напомнил, что в законодательстве сейчас введён полный запрет на их дарение и получение. Такая норма введена в действие в конце прошлого года. О. Бектенов, призвал отказаться от сложившейся привычки материально благодарить госслужащих и приравненных к ним лиц за оказываемые государственные и другие услуги, так как подобные действия могут повлечь негативные последствия, как для дарителей, так и для чиновников, которых они одаривают.
Что касается конкретной ответственности самих лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или приравненных к нему лиц, то чиновники за получение подарка стоимостью до двух МРП будут обязаны заплатить крупный штраф. Одним словом, это предусмотрено в том случае, если получение лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот, или услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, не содержит признаков уголовно наказуемого действа, то есть, например, отсутствует предварительная договорённость. Наказание в данном случае для таких должностных лиц грозит штрафом в размере 600 месячных расчётных показателей, или порядка 1,8 млн тенге.
Кто не борется с коррупцией?
Изменения в КоАП также предусматривают ответственность за непринятие мер по противодействию коррупции. Должностные лица будут наказаны штрафом. Важная в контексте превенции коррупции статья 680 Кодекса, предусматривающая ответственность руководителей госорганов и других должностных лиц за непринятие мер по противодействию коррупции, влечёт наложение штрафа на таких должностных лиц в размере 100 МРП, а это порядка 300 тыс. тенге. О чем, собственно, речь? Что понимается под непринятием мер по противодействию коррупции? Это ряд требований, установленных Законом «О противодействии коррупции». Туда входит несколько моментов — принятие антикоррупционных ограничений, предотвращение конфликта интересов, меры финансового контроля, вопросы персональной ответственности руководителей за коррупцию непосредственных подчинённых, обязательность введения комплаенс-служб в квазигосударственном секторе. Соответственно, отныне антикоррупционная служба уполномочена применять меры административного воздействия к руководителям и должностным лицам государственных органов, не принимающим должных мер по противодействию коррупции, предусмотренных действующим законодательством.
Вход запрещен
Бывшим коррупционщикам вход в квазигоссектор закрыт. Наглухо. Если руководитель госоргана или национальной компании примет на работу человека, ранее совершившего коррупционное преступление, то он из своего кармана заплатит штраф в сумме 100 МРП. Важный момент – требование о запрете на трудоустройство лиц, совершивших коррупционные преступления, ранее касалось только государственной службы и руководящих должностей квазигосударственного сектора. Теперь, с начала 2021 года, вступившими в силу поправками в Трудовой кодекс введён полный запрет на приём осуждённых за коррупцию лиц на любую должность квазигоссектора.
Подпишите протокол
В нашей стране продолжается активная работа по противодействию коррупции, последовательно усиливается ответственность за совершение коррупционных правонарушений. По словам О. Бектенова, уголовно-правовые меры воздействия на коррупционеров не могут и не должны быть единственным оружием в арсенале антикоррупционных мер уголовной ответственности. Это крайние меры реакции государства на противоправные деяния. Антикоррупционную службу наделили полномочиями составлять протоколы об административных коррупционных правонарушениях. В подведомственности Агентства имеются два состава правонарушений в области предпринимательской деятельности (ст. 154 «Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен законодательством РК запрет на осуществление такой деятельности» и ст. 173 «Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность»). Это только усиливает потенциал Антикоррупционной службы в плане защиты зарубежных и отечественных инвесторов в рамках антикоррупционного сопровождения и реализации проекта по защите бизнеса и инвестиций. За последние три года принятыми мерами защищены права свыше тысячи субъектов бизнеса. И это только в плоскости уголовно-правовых мер. Новая компетенция в административном законодательстве позволит повысить эффективность работы в защите предпринимательства от неправомерного вмешательства госорганов, надеются в Агентстве. И убеждены, что совершение уголовных коррупционных правонарушений можно предотвратить в случае своевременного принятия к лицу, склонному к их совершению, других мер превентивного воздействия. В данном контексте важное значение имеют меры административной ответственности. Активная наступательная работа по противодействию коррупционным правонарушениям образует составную часть общей комплексной политики государства по профилактике коррупционной преступности. Теперь введены в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, закрепляющие компетенцию антикоррупционной службы по выявлению и пресечению административных правонарушений. Антикоррупционная служба наделена правом составления протоколов об административных правонарушениях по 15 статьям. В их числе все 6 коррупционных статей Кодекса (ст.ст. 676-681 КоАП), 2 состава в области предпринимательской деятельности (ст.ст. 154, 173 КоАП), 7 правонарушений, посягающих на институты государственной власти и связанных с нарушениями при административном либо уголовном производстве (ст.ст. 658-662, 665, 667 КоАП). Тем самым, в багаже Агентства весь спектр необходимых антикоррупционных инструментов.
На пять с плюсом?
Необходимо отметить, что оценить казахстанскую систему противодействия коррупции намерены эксперты Группы государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО). Ответственность юридических лиц за коррупцию является базовым международным стандартом. Поэтому результаты работы в этом направлении будут очень важны в рамках оценки Казахстана экспертами ОЭСР и ГРЕКО. Осенью этого года запланирован первый визит в нашу страну экспертов ГРЕКО именно для оценки казахстанской системы противодействия коррупции на предмет её соответствия высоким европейским стандартам.
Несмотря на пандемию, Агентство продолжило расширять международное партнерство. Наряду с регулярными скайп-коллами с экспертами международных организаций налажены двусторонние отношения с антикоррупционными ведомствами Гонконга, Италии, Сербии, Иордании, Монголии, Узбекистана и другими. Важным шагом считается вступление нашей страны в Сеть органов по предупреждению коррупции. В чем преимущество участия в ее работе? Упрощение обмена информацией. Без этого никак нельзя.
Аутсайдеры противодействия коррупции
Самое показательное, что еще не все чиновники помогают изжить коррупцию в своих ведомствах. По поручению Главы государства были определены госорганы, руководители которых не принимают активных мер по предотвращению коррупции. По итогам минувшего года — это министерства внутренних дел и сельского хозяйства, а также комитет государственных доходов, что подтверждается результатами социологического исследования Transparency Kazakhstan и уголовно-следственной практики.
Несмотря на прямое поручение Елбасы о масштабировании проекта «Адалдық алаңы» на уровне всех регионов и центральных госорганов, МВД блокирует открытие проектного офиса, будто проблема бытовой коррупции там уже решена. Необъясним отказ и в проведении внешнего анализа коррупционных рисков. МСХ по-прежнему остается одним из антилидеров по итогам комплексного антикоррупционного мониторинга. Ведомством не в полной мере исполняются наши рекомендации, особенно в части совершенствования порядка субсидирования сельхозтоваропроизводителей. Это создает не только коррупциогенность, но и ставит бизнес в неравные условия. Как говорится, богатые богатеют, бедные беднеют, — отметили в Агентстве. — Полноценные превентивные меры отсутствуют и у Комитета госдоходов, наглядным подтверждением чему служат регулярные жалобы граждан и бизнеса на систематические поборы в таможенных и налоговых органах. В целом абсолютно все государственные органы и организации должны наращивать антикоррупционный потенциал своей работы и создавать условия, при которых сотрудники не смогут и даже не будут иметь желания совершать коррупционные действия.
Меняется законодательство, принимаются другие меры системного превентивно-профилактического характера. Что в итоге? Не топчемся ли мы на месте? По словам руководителя Антикоррупционной службы Атырауской области Каната Сулейменова, в минувшем году зарегистрировано меньше коррупционных правонарушений, точнее, 109, а в 2019 году было 124.
— Самыми распространенными видами коррупционных преступлений являются взяточничество – 33 факта, злоупотребление должностными полномочиями – 28, хищение – 24, незаконное участие в предпринимательской деятельности – 3, — пояснил Канат Сулейменов. — В числе самых коррумпированных оказались местные исполнительные органы, где выявлено 39 преступлений, осуждено 9 человек. Коррумпированными сферами остаются здравоохранение – 19 фактов, ЖКХ – 16, образование — 13, строительство и социальное обеспечение по 8, сельское хозяйство – 3.
В Антикоррупционной службе подчеркнули, что снижение коррупционных преступлений отмечено в деятельности местных исполнительных органов — с 89 до 39 фактов. Динамика снижения наблюдается в сфере культуры — на 86%, сельского хозяйства — на 80% и образования — на 74%. Но возросло количество коррупционных фактов в сфере ЖКХ, строительства, социального обеспечения, земельных отношений и государственных закупок.
Распространёнными преступлениями в деятельности подразделений атырауского акимата остаются злоупотребление должностными полномочиями, хищение бюджетных средств при реализации госпрограмм, получение взяток за подписание актов выполненных работ. Вторую строчку по коррумпированности занимают органы внутренних дел, где произошло значительное увеличение коррупционных правонарушений с 10 в 2019 году до 31 факта в 2020 году, осуждено 11 человек. В основном сотрудники полиции изобличены в получении взяток за совершение незаконных действий по решению вопросов, входящих в круг их должностных полномочий, и общее покровительство. В квазигосударственном секторе выявлено 5 фактов коррупционных проявлений.
В сфере бытовой коррупции в регионе зафиксировано снижение более чем в два раза — с 24 до 11. Сумма полученных взяток варьируется от 10 тыс. до 185 млн тенге.
В масштабах республики количество зарегистрированных коррупционных преступлений снизилось на 5%, а в период с 2017 по 2020 год регистрация сокращена и вовсе на 11%. Как отметили в Агентстве, наметилась устойчивая тенденция снижения количества коррупционных преступлений.
Кто-то поморщится, мол, жиденькие циферки. Но Агентство идет дальше, заявив об очередном пакете антикоррупционных реформ, и это в продолжение первых трех антикоррупционных пакетов. Будет разработан четвертый, включающий такие важнейшие инициативы, как введение ответственности за незаконное обогащение, формирование комплексной системы защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, внедрение тестирования на профессиональную неподкупность Integrity check, введение уголовной ответственности за обещание-предложение взятки и отмена кратных штрафов за особо тяжкие коррупционные преступления.
Узнать антигероя в лицо
Вместе с тем, Антикор выступает за широкое применение общественных работ в качестве наказания за коррупционные преступления, доказывая, что тюрьма крайне редко исправляет человека, и это показывает опыт человечества в части жесткой изоляции лиц от общества. Не случайно в ряде стран в качестве основного или дополнительного наказания за коррупционные преступления довольно успешно применяют общественные работы. В частности, в Великобритании практикуется надевать на осужденных яркие жилеты с надписью «Вернуть долг обществу» и принуждать их к низкоквалифицированным уличным работам. Психологически такой вид наказания более эффективен, а общество узнаёт своих антигероев в лицо. Несмотря на регламентированную уголовным законодательством возможность привлечения к общественным работам за коррупционные преступления небольшой и средней тяжести, в Казахстане данный вид наказания судами практически не назначается. А зря, считают в Антикоре, так как это могло бы дать сильнейший профилактический эффект.