ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ НЕПОБЕДИМЫЙ ДУХ

В этом году отмечается 145-летие Алихана Букейханова – крупнейшего политического деятеля, человека широчайшего кругозора, профессионала и организатора, стоявшего у истоков «Алаш», самой просвещенной в свое время партии, концепция которой доказала свою жизнеспособность.
Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов. Мустафа Чокай, Мухамеджан Тынышпаев, Магжан Жумабаев — созвездие великих людей, для которых превыше всего был гражданский долг, высокое служение своему народу. Благодаря им мы сегодня можем говорить об особенностях духовного мира Алаш Орды, суть которого — высота казахского национального духа. И это – наши вечные ценности, которыми мы гордимся, у которых берем силу, чтобы идти дальше.
Мы встретились с кандидатом исторических наук, деканом гуманитарного факультета Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова Гульфайруз КАИРГАЛИЕВОЙ, чтобы поговорить об историческом наследии, которое оставили сыновья казахского народа.
— Собираясь на встречу с вами, захватила книгу Алихана Букейханова, изданную в 1994 году в Алматы. Думаю, что этот год – не случайная дата для выхода в свет названной книги.
— Вы правы, именно поэтому хочу начать наш разговор с того, что и наша сегодняшняя беседа тоже не случайна. Символично, что она проходит в особенный год – год юбилея Независимости Республики Казахстан. В этой связи особое значение приобретает изучение исторического наследия деятелей национально-политической партии «Алаш», в том числе и жизни и деятельности Алихана Букейханова, потому что именно в годы установления независимости были переизданы сохранившиеся труды ученого и просветителя. Именно благодаря обретению независимости мы получили возможность узнать подлинную суть деятельности этих воистину великих людей, познакомиться с произведениями Букейханова.
Это большое счастье, что остались его труды, которые сегодня мы воспринимаем как бесценное наследие. И только благодаря независимости в 1994 году увидела свет первая после долгого забвения книга Алихана Букейханова – сборник его произведений. Он истинный носитель национального духа, ярчайший представитель элиты Казахстана. Но не потому, что он представлял казахскую аристократию, а по сути, по духу своему, по сознанию. Это был человек самой высокой пробы. Он и его соратники, эти люди и есть наши главные ценности.
Сегодня у нас потеряна связь поколений. И особое значение приобретает воспитание у подрастающего поколения казахстанского патриотизма. Я убеждена в том, что мы должны воспитывать своих детей, ориентируясь на мысли, дела, поступки алашординцев. Ибо это был цвет нации. Это были великие мыслители, свято верившие в свой народ, мечтавшие о лучшей доле для него. Все их помыслы были направлены на улучшение жизни народа. Но сегодня я сожалею о том, что мы не знаем содержания их трудов, не читаем их произведения, не знаем досконально их взглядов. И это особенно касается современной молодежи, о которой мы говорим как о нашем будущем.
Если бы в каждой семье были книги Алихана Букейханова и его единомышленников, если бы родители знакомили своих детей с их мировоззрением, то мы могли бы воспитывать настоящих патриотов своего Отечества. Новые поколения должны знать о том, что Алихан Букейханов видный общественно-политический деятель, ярчайший представитель казахской интеллигенции. Он стоял у истоков национальной политической партии «Алаш», идейные предпосылки которой были изложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года. Он был одним из ее руководителей, а затем вошел в состав правительства Алаш Орды, а также являлся одним из организаторов и создателей первой общенациональной казахской газеты «Казах» и журнала «Айкап».
— Как вы оцениваете его роль в истории казахского народа, во всей истории Казахстана в целом?
— Мы говорим о том, что Алихан Букейханов — видный общественный, политический деятель казахского народа из плеяды национальной интеллигенции начала ХХ века, один из организаторов партии «Алаш». Неоценим его вклад в становление правительства алашординцев. Знакомясь с его трудами, мы отчетливо понимаем, в какое тяжелое время он жил и творил. Несмотря на все трудности и невероятные препятствия, под гнетом царизма, запреты и подножки, он получил образование, являлся истинным интеллигентом.
Начальное образование Алихан Нурмухамедулы получил в медресе и трехклассной русско-казахской школе, затем учился в Каркаралинском городском трехгодичном училище, после которого и поступает в Омское техническое училище. Затем учился на экономическом факультете лесотехнического института в Санкт-Петербурге. После завершения вуза вел педагогическую и научную деятельность в Омском училище лесного хозяйства. Есть сведения о том, что в 1890 году директор этого учебного заведения Н. Е. Доброхотов обращался к начальнику Каркаралинского уезда с прошением «продолжить выдавать султану Алихану Нурмухамедову стипендию киргизских обществ в размере 200 рублей, имея в виду весьма отличные его успехи и безупречное поведение». Благодаря этой стипендии Алихан получает высшее образование в Санкт-Петербургском императорском лесном институте.
Будучи прилежным студентом, он наряду с основными предметами увлеченно изучает юриспруденцию, западную философию, русскую классическую литературу. Любимыми его писателями становятся Л. Н. Толстой и В. Г. Короленко. Начав в те годы переводить Толстого на казахский язык, он не оставляет этого занятия до конца своей жизни. Переводил на казахский язык не только произведения Л. Толстого, но и А. Чехова. В. Короленко, Н. Маркса, других авторов. Отлично владел русским языком.
Разносторонне развитый, он писал очень много рецензий, например, на труды Шакарима. С вдохновением изучал казахский фольклор и великолепно писал о казахском эпосе, например, про Кобланды-батыра, подробно писал о топонимах, встречающихся в эпосе. Это лишний раз доказывает широту его кругозора, уровень образованности, разносторонность его интересов, глубину просвещенности этого великого человека. Переводы Букейханова и по сей день остаются непревзойденными. Он не только переводил, но глубоко и с большим волнением комментировал тексты Толстого, этого «последнего из пророков».
Алихан Букейханов старательно учился, овладевая все большим багажом знаний. В те же годы стал изучать марксизм. В студенческие годы он начал принимать активное участие в «студенческих беспорядках», и привлек к себе внимание полиции как «политически неблагонадежный». После окончания императорского лесного института он возвращается в Омск, где сначала работает в редакции газеты социал-демократического направления «Степной край», а затем участвует в работе экспедиции под руководством Ф. А. Щербина (1896–1903 гг.) и С.П. Швецова (1903–1904 гг.), исследует местные просторы и экономическое состояние животноводческого хозяйства казахов. Эту деятельность он продолжил работой в должности статистика (чиновника) Омского переселенческого управления, и этот опыт практической работы дал Букейханову очень много. Досконально и подробно изучив проблему, он становится уникальным специалистом и знатоком земельных и переселенческих вопросов. На становление его взглядов повлияли знания о национально-освободительном движении под руководством Кенесары. Вот что он написал в предисловии к своей книге, изданной в 1923 году:
«За годом год хромали годы,
Прошло их много с той поры,
Как вольный сын степной свободы
Казнен батыр Кенесары.
Но дух его бунтарской воли,
Его борьбы кровавый след
Был маяком киргизской голи
До дней свободы, дней побед».
В трудах Букейханова мы находим великолепно написанные статьи о географе Г. Потанине, ученом П. Семенове, агрономе Н. Скалозубове, ученом И. Мечникове, философе Бебеле, о немецкой культуре.
И все это – высокая образованность, широкий кругозор, интеллигентность — отличали наиболее ярких представителей казахской интеллигенции конца ХIХ– начала ХХ веков. Халел Досмухамедов оставил нам в наследство труды по медицине, философии, литературе, истории, по вопросам развития казахского языка, написал немало учебников, например, по естествознанию, а также и другим наукам. Магжан Жумабаев написал учебное пособие по педагогике. Все они добились высоких результатов, получили хорошее образование, выпускали книги, газеты, журналы, прогрессировали на пути к своему развитию и внесли огромный вклад в историю Казахстана. Это те люди, у которых мы должны учиться.
Сейчас, когда мы говорим о торжестве нашей независимости, готовимся к ее 20-летию, говорим о нашем государстве, мы должны помнить тех, кто мечтал о свободном независимом государстве под названием Казахстан, и нам, думаю, необходимо опираться на их взгляды, ведь они первые подняли вопрос о создании казахской государственности, поднимали проблемы казахского языка, писали о государственных границах, писали о земельном вопросе, на тему образования, торговли, поднимали другие злободневные темы. Все эти вопросы актуальны сегодня. Остались их труды – это наше богатство, это наше руководство к действию во имя будущего нашего молодого независимого государства.
В годы сталинских репрессий их творчество было запрещено, и только в 90-х постперестроечных годах их труды стали открыты для народа. Думаю, что свою роль в этом сыграли и государственные программы, в частности, Государственная программа по развитию культурного наследия. Алихан Букейханов состоял одно время в партии кадетов. Но вышел из нее. Вот как он объяснял причины выхода из этой партии в публикации на страницах газеты «Казах» от 23 декабря 1917 года: «Кадеты против национальной автономии. А мы хотим создать национальную автономию».
— Вы историк и, естественно, что вас интересует бесценное наследие алашординцев и Алихана Букейханова, в частности, как специалиста. Но чем вам дорог Букейханов в чисто человеческом плане?
— Меня особенно волнует тот факт, что Алихан Букейханов подписывал свои произведения, публиковавшиеся в казахской национальной газете «Казах», псевдонимом «Кыр баласы», что означает «сын степей». Тем самым он возвеличивал свою родную землю, свою Родину. Под этим псевдонимом он публиковал в газете «Казах» статьи «Думские партии», «Дума и казахи», «Август Бебель».
Алихан Букейханов, как и его соратники по партии, стремился к созданию независимого государства. Они поднимали вопросы государственности. Сегодня их мечта сбылась. Восторжествовали идеи, волновавшие наших выдающихся земляков, достойнейших сынов своего народа, во благо родного народа. И потому мы с благодарностью вспоминаем сегодня своих духовных лидеров. Они были малы числом, но велики духом. И дух их оказался непобедимым. И если мы возьмем в наследство это бесценное духовное богатство, тогда мы состоимся как нация, у которой будет долгая, достойная жизнь и будущее, ради которого хочется жить и трудиться, не жалея сил!
— Спасибо за беседу.

Регина ВАЛИШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна