На сегодняшний день судейским корпусом успешно воплощаются в жизнь задачи, поставленные Главой государства в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ по вхождению Казахстана в тридцатку развитых государств мира. Одним из ключевых направлений реформирования уголовного процесса призвано стать повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе.
В данном аспекте предлагается учесть суровость такой меры пресечения, как содержание под стражей. Целесообразным видится придать данной мере исключительный характер и применять лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно.
В рамках модернизации уголовного процесса также прорабатывается вопрос обязательного уведомления лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действий органами досудебного расследования с учетом германского опыта. Суть заключается в том, что каким бы ни был исход расследования, гражданину в обязательном порядке сообщают о негласных мероприятиях, проведенных в отношении него в процессе расследования. Прежде всего, данное новшество будет способствовать обеспечению права граждан обжаловать обоснованность подобных действий в случае причинения вреда, а с другой стороны позволит исключить практику сбора правоохранительными органами материалов, выходящих за пределы расследуемого деяния.
В свете обеспечения верховенства права особую актуальность приобретают вопросы повышения состязательности уголовного процесса. В частности, в сфере расширения процессуальных возможностей адвокатов. Сегодня перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных.
Очередным шагом по обеспечению баланса между обвинением и защитой в судах призвана стать передача в компетенцию суда санкционирования негласных следственных действий и принудительного освидетельствования. Так, в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов», в разрабатываемом проекте закона предусматривается дальнейшие расширение судебного контроля над досудебной стадией.
Четкое разграничение
Актуален вопрос о передаче от прокуратуры суду полномочий по санкционированию залога и таких следственных действий, как получение образцов и освидетельствование. Вместе с тем требует дополнительной проработки вопрос четкого распределения функций между органами уголовного преследования, прокуратуры и суда. Сегодня прокурор и судья могут санкционировать залог и принудительное получение образцов. Органы расследования и прокуратура могут составлять обвинительный акт и прекращать уголовное дело. Исключение дублирования указанных полномочий позволит четко разграничить и персонализировать ответственность. Предлагается полномочия по санкционированию залога и принудительного получения образцов передать исключительно суду, а правом составления обвинительного акта и прекращения уголовного дела, где есть подозреваемые лица, наделить исключительно прокурора. Исключение дублирования позволит более четко разграничить и персонализировать сферу ответственности органов расследования и прокуратуры.
Гульмира ДАУЛЕТОВА,
председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Атырауской области
Фото: kak-bog.ru