В ПРИОРИТЕТЕ — ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Любой человек, приобретая продукты или промышленные товары, рассчитывает на их безопасность, вполне справедливо полагая, что прежде чем оказаться в магазине, они прошли тщательную проверку. Что даст рядовому потребителю, каковыми являемся все мы с вами, создание Агентства по защите прав потребителей и их структурных подразделений? Об этом наша беседа с руководителем департамента по защите прав потребителей Атырауской области Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей Умирзаком Зинуллиным.
— Чем вызвано создание нового агентства, департамента по защите прав потребителей?
— В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2013 года №691 «Об Агентстве Республики Казахстан по защите прав потребителей» и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 января 2014 года №1538 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей» на базе бывшего Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора путем выведения его из состава Министерства здравоохранения Республики Казахстан создано Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей.
В связи со структурными изменениями в январе 2014 года Департамент Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК по Атырауской области и его городской и районные управления прошли государственную перерегистрацию как органы по защите прав потребителей. Причинами для создания нового агентства послужило то, что, во-первых, наша страна работает в условиях Таможенного союза, когда из России и Беларуси товары народного потребления, в том числе пищевые продукты, ввозятся без препятствий, возможно расширение числа стран-членов данного союза, в ближайшее время ожидается создание Евразийского экономического Союза. К тому же, как сказал Глава государства, рассматривается возможность вступления Казахстана уже до конца текущего года в члены Всемирной Торговой Организации.
Во-вторых, в связи с политикой государства, направленной на защиту предпринимательской деятельности, ограничены контрольно-надзорные функции государственных надзорных органов.
— На какие законодательные акты опирается защита прав потребителей?
— Законодательной базой защиты прав потребителей являются Гражданский кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Рассматривая модель защиты прав потребителей, хотел бы начать с того, что на сегодня в действующем законодательстве отсутствует понятие защиты прав потребителей. Это комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности. Как показывает анализ, в зарубежной практике выделяются 4 основные модели защиты прав потребителей.
Для Казахстана более подходит смешанная модель защиты прав потребителей.
Она является популярной среди стран Европы. Государственный орган, ответственный только за потребительскую политику, восстановление нарушенных прав потребителей происходит в рамках деятельности омбудсмена и судебных органов.
В настоящее время разрабатывается несколько моделей защиты прав потребителей:
— общая модель, где удовлетворенность потребителя достигается перечисленными принципами и правами. При этом будут применяться законодательные, досудебные и судебные механизмы, а также соответствующие инструменты.
— модель взаимоотношений потребителя в случае его неудовлетворенности, когда потребитель может защитить свои права в каждом из 4-х направлений, это:
1) с продавцом, изготовителем, исполнителем (если он знает свои права);
2) общественным объединением, медиатором (чтобы они ему помогли);
3) государственными органами;
4) и последняя инстанция — с судебными органами.
В первую очередь, необходимо обязать продавцов просвещать потребителей о товарах, работах и услугах с учетом их потребительских предпочтений.
Действующее законодательство по защите прав потребителей предусматривает и внесудебный порядок разрешения споров через общественные объединения.
Потребитель также сам имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.
При этом иски, подаваемые общественными объединениями, не облагаются государственной пошлиной, а потребители не освобождаются от уплаты госпошлины.
— Как мы поняли, пока модель защиты прав потребителей в стадии разработки. В таком случае, чем в настоящее время занимается руководимое вами ведомство?
— Поскольку пока у нас нет контрольно-надзорной функции и права применения административных мер в данной сфере, основным в деятельности по защите прав потребителей с учетом действующего законодательства являются:
— заключение меморандумов с общественными объединениями по вопросам защиты прав потребителей на региональном уровне;
— организация и проведение семинаров, совещаний, «круглых столов»;
— мониторинг поступивших обращений потребителей по вопросам нарушения их прав.
— Как в настоящее время будет осуществляться санитарно-эпидемиологический надзор за субъектами, реализующими пищевые продукты, товары народного потребления и другие?
— Раньше проверки органами санэпиднадзора осуществлялись в плановом и внеплановом порядке.
В настоящее время контроль за соблюдением санитарных правил предлагается осуществлять посредством:
1) выдачи разрешительных документов (выдача СЭЗ);
2) страхования ответственности (на основе санитарного аудита вместо плановых проверок);
3) проведения проверок на основе оценки рисков (по критериям степени рисков).
Страхование гражданско-правовой ответственности будет проводиться в два этапа. На первом этапе по обращению субъекта аудиторская компания проводит санитарный аудит, по итогам которого выдает санитарно-гигиенический паспорт с установленной классностью объекта. На втором этапе по предъявлению субъектом санитарно-гигиенического паспорта страховая компания рассматривает условия страхования ответственности в зависимости от классности объекта, по итогам чего заключается договор страхования.
Новая схема проведения санитарного аудита предлагает передачу отдельных функций государственных органов в конкурентную среду.
В краткосрочной перспективе проведение санитарного аудита будет возлагаться на центры санитарно-эпидемиологической экспертизы, в среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется передача в конкурентную среду.
— Для потребителей главным является обеспечение безопасности продукции. Как будет строиться работа Агентства и вашего департамента в этом направлении?
— Обеспечение безопасности продукции на территории республики является одной из приоритетных задач Агентства по защите прав потребителей Республики Казахстан.
В настоящее время в республике действуют 88 национальных технических регламентов.
В марте т.г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной в г. Астана, выявлена продукция, не соответствующая санитарным требованиям и техническим регламентам, в этой связи главным государственным санитарным врачом РК вынесено постановление о приостановлении реализации на территории страны мяса птицы, производимой предприятиями Республики Беларусь и России, также в соответствии с официальной информацией Роспотребнадзора приостановлен ввоз на территорию страны сыров производства Украины.
Только в мае т.г. приняты 5 постановлений главного государственного санитарного врача страны, в соответствии с которыми запрещается реализация мяса охлажденной говядины с торговым названием «Рибай Черного Ангуса» (Австралия), винограда производства Перу на основании информации Роспотребнадзора по причине превышения максимально допустимого уровня пестицида метомил, сыра копченого «Чечил (косичка)» производства Адыгея, не соответствующего требованиям технических регламентов ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» и «О безопасности упаковки».
Также введен запрет на реализацию мясных консервов «Паштет нежный из говяжьей печени» РФ (Орелпродукт) в связи с выявлением в продукции ДНК свинины.
Введен запрет на ввоз алкогольной продукции с 1 июня производства стран Италия, Франция, Шотландия, РФ и Беларусь, не соответствующей требованиям Технических условий РК по маркировке.
Наряду с этим, Агентством сегодня прорабатывается вопрос внедрения интегрированной информационной системы «Единая база данных о безопасности продукции» совместно с комитетом таможенного контроля и органами по подтверждению сертификации, которая позволит осуществлять камеральный контроль за безопасностью продукции на всех этапах ее оборота.
В целях профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний в условиях введения моратория на проверки субъектов предпринимательства, Агентством будет проводиться санитарно-эпидемиологический мониторинг за БПП путем закупа образцов продукции в торговых организациях для последующего проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям, установленными Техническими регламентами.
Введение Главой государства моратория на проверки, несомненно, будет способствовать развитию предпринимательства. Но вместе с тем в вопросах обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан послаблений не должно быть.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА,
фото Самата КАЙРЖАНОВА