В Атырауской области официально зарегистрировано 150 водителей, занимающихся частным извозом. На самом деле в регионе перевозят пассажиров почти три тысячи таксистов-нелегалов. В погоне за прибылью они грубо нарушают правила дорожного движения, попадают в аварии, в результате которых гибнут люди.
Несмотря на это, автобусы и «ГАЗели» официальных перевозчиков ездят по маршрутам полупустые, а жители районов отдают предпочтение частному такси. Да и случаев, когда водители общественного автотранспорта нарушают правила дорожного движения немало. Сложная ситуация относительно пассажирских перевозок стала предметом разбирательства в облакимате на заседании комиссии по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения под председательством заместителя акима области Тимуржана Шакимова.
«Баранка» в руках пьяницы
Заместитель начальника управления административной полиции ДВД Атырауской области Мырзалы Утегалиев привел статистику нарушений на дорогах. За девять месяцев нынешнего года всего зарегистрировано 364 ДТП, в которых погибло 84 человека. Травмы различной степени тяжести получил 451 человек. Среди причин, повлекших аварии, были названы плохое состояние автотранспорта и дорог республиканского значения, пьянство за рулем.
Мырзалы Утегалиев отметил, что на некоторых предприятиях-автоперевозчиках утром, перед выходом на линию, не на должном уровне проверяется медицинское состояние шоферов, не уделяется должного внимания техническому состоянию автотранспорта. Для профилактики нарушений на дорогах с 9 по 13 сентября этого года сотрудники дорожной полиции провели оперативно-профилактическую операцию «Автобус» и ее итоги весьма красноречивы. За пять дней 48 водителей автобусов привлекли к административной ответственности за различные нарушения. Немалая часть правонарушений связана с использованием транспорта, не прошедшего технический осмотр.
По сведениям дорожных полицейских, в этом году только водителями автобусов совершено 396 различных нарушений правил дорожного движения. Есть среди них и водители, которые умудрились нарушить ПДД три раза в течение года. Немало шоферов садятся за «баранку» в нетрезвом состоянии. 40 материалов направлено в административный суд, 25 водителей были лишены права на вождение автотранспорта, а трое привлечены к административному аресту. Более того, пассажиров возят приезжие из других государств. Например, был задержан водитель — гражданин Узбекистана, который работал на мини-автобусе по маршруту №51. Его взяли под административный арест на несколько суток, так как он не имел права заниматься подобной деятельностью в Казахстане.
Ситуация с таксистами, работающими в нарушение закона, без патента, тоже непростая. Нередко они ездят на праворульных автомашинах, привезенных из Кыргызстана, на автотрассах Атырау-Астрахань и Атырау-Бейнеу. По Закону РК «Об автомобильном транспорте Республики Казахстан» от 4 июля 2003 года использование таких автомашин для пассажирских перевозок запрещено, однако из-за нестыковок в законодательном плане сотрудники полиции не могут привлечь виновных к ответственности. Причина — отсутствие в Административном кодексе Республики Казахстан соответствующей статьи.
С ветерком по разбитой автотрассе
По Атырауской области действует 76 регулярных маршрутов пассажирских перевозок, в том числе 34 — городских, 16 — внутрирайонных, 23 — внутриобластных, 2 — межобластных, 1 — международный маршрут. Как сообщил начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Атырауской области Аманжан Такешев, данные маршруты обслуживают 12 предприятий. В этом году ТОО «АйсТрансХолдинг», обслуживающее 21 городской маршрут, за свой счет приобрело 20 автобусов, до конца года планируется приобретение еще 50 автобусов. Кроме того, ТОО «Лава Транс» по перевозкам пассажиров по маршруту Атырау-Уральск, приобрело два автобуса. Так что, автобусный парк постепенно обновляется.
В целом по области ситуация с общественным автотранспортом нуждается в кардинальном изменении, проблемы в части пассажирских перевозок наслаиваются одна на другую. На сегодняшний день не во всех районах действуют внутрипоселковые маршруты, и на этом делают деньги таксисты. Несколько раз проводился конкурс по пассажирским перевозкам. Однако он признан несостоявшимся из-за того, что нет желающих среди автоперевозчиков. Аналогичная ситуация по области на регулярные маршруты между населенными пунктами. Интересно, что подобные факты характерны именно для нашего региона, в других областях за транспортные тендеры «бьются», каждый старается получить право возить пассажиров, между конкурентами на этой почве нередко возникают скандалы. А пока в Атырау в очередной раз готовят документы на проведение тендера на маршруты между населенными пунктами.
Ситуация складывается действительно парадоксальная. Например, от села Махамбет до города Атырау почти70 километров, на автобусе можно доехать за 300 тенге, а у таксистов оплата составляет не менее чем 600-700 тенге. Однако люди отдают предпочтение нелегальным таксистам. А ведь многие из них не проходят ежедневный медицинский контроль, да и проверке автомобиля в техническом плане не уделяют должного внимания. Кто может гаранировать, что поездка с клиентом в итоге не закончится плачевно?
Известно, в каком ужасном состоянии астраханская автодорога. Это стало причиной 70 процентов аварий на участке между Атырау и селом Ганюшкино. На этой трассе за девять месяцев произошло 21 ДТП, из них 13 — со смертельным исходом, 47 человек получили травмы различной степени тяжести. Пассажиры хотят быстрее добраться до места назначения и фактически закрывают глаза на возможные опасные последствия, которые подстерегают их на нелегальном такси. Частники умудряются от Атырау до села Ганюшкино сделать аж по 2-3 рейса. Вот и «летят» на железных конях со скоростью 170-180 километровв час, выезжают на встречную полосу движения, поистине, играя в рулетку. Кому-то не везет, сталкиваются со встречными автомобилями, или опрокидываются. Автобусы, у которых «перебивают» клиентов частные такси, едут полупустые, везут по 10-15 человек.
В соответствии с Законом РК «Об автомобильном транспорте Республики Казахстан» проверка соответствующих разрешительных документов на пассажирские перевозки теперь прерогатива сотрудников дорожной полиции. Со следующего года на основании приказа Комитета технического регулирования и метрологии РК вступят в силу государственные стандарты для автовокзалов, автотранспорта, в том числе частные такси. Одним словом, будет четко оговорено, на каких автомобилях — год выпуска, технические характеристики, атрибутика и прочее — можно будет заниматься пассажирскими перевозками. Пассажирские перевозки — социальный вопрос. По мнению некоторых членов комиссии, хотя бы часть их нужно субсидировать за счет государства, как это делается, например, в Астане и Алматы. Может быть, тогда удастся изменить сложившуюся ситуацию?
Поддержать легального Таксиста
Начальник инспекции транспортного контроля по Атырауской области Самат Гилимов считает необходимым активизировать деятельность легальных таксистов. По области функционирует всего семь служб такси, которые прошли законную регистрацию, таким таксистам нужно создавать хорошие условия для работы. У них и машины чистые, и действует диспетчерская служба, и соблюдаются правила дорожного движения.
— Руководители таких служб должны заключить договоры с аэропортом, автовокзалом, крупными торговыми центрами, чтобы другие такси не пропускали на их территорию, а только легальные такси, — высказывается Самат Гилимов. — В подобных условиях таксисты, которые работают незаконно, будут вынуждены пройти официальную регистрацию.
К слову, на сегодняшний день в Атырау определены 33 стоянки для машин-такси перед гостиницами, аэропортом, железнодорожным вокзалом. Пока готовятся госакты, потом начнут устанавливать соответствующие знаки и разметку.
На совещании поднималась тема состояния автобусных остановок. В Атырау имеется 141 остановка, большая часть из которых установлена с нарушением строительных норм. На многих из них нет «карманов» для автобусов или они крохотные, нет дорожных знаков. Общественный автотранспорт останавливается едва ли не на середине дороги, а пассажиры выходят на проезжую часть, это сказывается на безопасности дорожного движения. Из-за таких недочетов возникают заторы, аварийные ситуации.
Члены комиссии высказали свои замечания и предложения. Заместитель акима области Тимуржан Шакимов указал на необходимость наведения порядка на дорогах, решения существующей проблемы совместными усилиями заинтересованных органов.
Светлана НОВАК,
Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА
фоторепортаж
Нарушают все!
Наш фотокорреспондент проехал вчера по городу и убедился, что правила дорожного движения нарушают не только водители общественного транспорта, но и таксисты, другие водители, а также пешеходы.
Надеемся, доблестная универсальная полиция примет меры по зафиксированным нами грубым фактам нарушений ПДД. А мы об этом расскажем в следующих номерах.