Как показывает жизнь, люди иной раз попадают в руки ловких дельцов, умеющих оболванивать, прикарманивая лёгкие деньги. Месяца два назад в нашу «Беседку» написала пенсионерка Онай Имашева, проживающая в 4-м микрорайоне Авангарда. Она поведала о том, как с неё взяли 8 тысяч тенге за один лишь визуальный осмотр газового счётчика под предлогом госповерки прибора учёта. Что же произошло на самом деле?
Сменить нельзя оставить
Возвращаясь к написанному в «Беседке», сообщаем, что она написала, как в июле текущего года по наставлению контролёров ТОО «Атыраугазинвест» решила поменять свой газовый счётчик 2000 года выпуска на новый. Когда Онай апа обратилась в технический отдел предприятия-услугодателя, специалист отдела сначала предложил пенсионерке сделать поверку, объяснив пожилой женщине, что это обойдётся дешевле. Онай апа дала своё согласие. Через какое-то время к ней от имени «Атыраугазинвеста» пришёл весьма шустрый поверитель, он визуально осмотрел прибор учёта газа, и как оракул быстро выдал своё заключение, сообщив потребителю, что счётчик ещё годен к эксплуатации. Хотя контролёры предприятия-услугодателя настойчиво уверяли поменять счётчик ввиду давнего срока выпуска (!). Поверитель вручил пенсионерке акт поверки, сказав: «Апа, всё в норме! Пользуйтесь счётчиком, не переживайте, я проверил. Мои услуги стоят 8 тысяч тенге». Женщина заплатила деньги, а тот тут же ретировался, не забыв, конечно, прихватить деньги. Но квитанции не выдал, на что пожилая женщина первоначально не обратила внимания, считая, что всё отражено в акте. В акте поверки (сертификате поверки) признано, что срок эксплуатации счётчика абонента Имашевой действителен до 16.06.2022 года.
А шут его знает?
Дочь Онай апа, не поверив записям в акте, решила выяснить сей факт и обратилась в техотдел ТОО «Атыраугазинвест». Как потом выяснилось, поверитель оказался не их работником, а вроде как из аутсорсинговой компании ТОО «Алдияр Ойл», как модно сейчас называть сторонние организации, оказывающие услуги/выполнящие работы. Работники техотдела ответили, что сами, мол, сдают куда-то копии актов поверки. Но что интересно, на чёткий вопрос о том, как же они сотрудничают с поверителями без договоров и каких-то соглашений, ей ответили, что всё просто как белый день: они, имея под рукой «чёрный» список абонентов, направляют поверителя по адресу того или иного абонента. А как же деньги, приходные квитанции, квитанции об оплате? Разве кто-то отменял закон о платёжных документах? И что входит в перечень услуг на данную сумму? Увы, внятных ответов на данные вопросы не последовало, обещали лишь ещё раз поговорить с этим поверителем, чтобы он связался с пенсионеркой. Но, как говорится, ни ответа ни привета. Выходит, что за действия поверителя, взявшего такую сумму денег за визуальный осмотр, предприятие-услугодатель никакой ответственности не несёт. После публикации письма Онай Имашевой на полосе «Беседка» в «Прикаспийке» она, не указывая конкретных имён и фамилий, очень надеялась, что люди увидят, прочтут статью и у них проснётся совесть, будет реакция, и они дадут хоть какой-то ответ через газету. Однако месседж остался без ответа, процесс просыпания совести затянулся, и пенсионерка вновь обратилась в «Прикаспийскую коммуну».
Не барское это дело
В свою очередь, конечно же, мы не могли оставить без внимания данный факт, можно сказать, беспредела. Мы направили запрос в ТОО «Атыраугазинвест» в надежде получить внятные ответы на следующие вопросы: 1. На основании какого документа проводится госповерка счётчиков? 2. Каков срок эксплуатации газового счётчика у абонента О. Имашевой, и нужно ли ей его заменить? 3. Есть ли утверждённый каким-либо госорганом прейскурант цен за услуги по госповерке газовых счётчиков? 4. Заключён ли между вашей компанией и ТОО «Алдияр Ойл» договор о совместной деятельности, в том числе в части госповерки приборов учёта газа? 5. Не поможете ли Вы дать нам адрес компании (ТОО «Алдияр Ойл») и её контактные данные?
А вот и ответы на вопросы. Надо отметить, что на прямой запрос ТОО «Атыраугазинвест» отреагировало сразу же. Далее, по тексту ответа: «По Вашему запросу №121 от 06.11.2017 г. отвечаем на поставленные Вами вопросы: 1. Госповерка газовых счётчиков проводится согласно паспорту счётчика, где указан межповерочный интервал; 2. Срок эксплуатации газового счётчика у абонента О. Имашевой пять лет, и его срок истёк, поэтому его необходимо заменить или проверить на годность; 3. Прейскурант цен за услуги по госповерке газовых счётчиков мы не имеем, так как не занимаемся госповеркой; 4. Договор между нашей компанией и ТОО «Алдияр Ойл» о совместной деятельности не заключён. Это сторонняя организация; 5. Данных о компании ТОО «Алдияр Ойл» мы не имеем».
Из этого ответа следует, что организация, занимающаяся госповеркой, никоим образом не связана с предприятием-услугодателем, но в то же время, имея на руках аттестат аккредитации или лицензию, поверочная лаборатория ТОО «Алдияр Ойл» имеет право осуществлять метрологическую деятельность по госповерке. На нашу просьбу дать хоть какие-то контакты ТОО «Алдияр Ойл», работник техотдела ТОО «Атыраугазинвест» сказал, что сам не имеет представления, где находится офис и что все номера имеющихся телефонов этой компании наглухо замолкли.
Тайные поверители или мошенники?
На днях после нашего письменного обращения в ТОО «Атыраугазинвест» к Онай апе пришёл какой-то парень: то ли контролёр, то ли слесарь, сообщив, что принёс с собою 4 тысячи тенге. Это якобы деньги, частично возвращаемые пенсионерке за оплаченную госповерку после «разбора полётов» у газовиков. На вопрос: «Сынок, а сколько вообще стоит эта поверка?» – парень ответил, что не в курсе этого. «Мое дело – вернуть только деньги». Такая вот история.
Между тем народная молва говорит, что два года назад к жителям частного сектора города тоже наведывались какие-то тайные «поверители» и «проверяльщики». После ряда скандалов, когда поставщики газа открестились от них, они поутихли и куда-то пропали. Что это было? Странно всё это, странно.
Тимур Казиев