Общество

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ГАЗЕТ?

О тиражах, новостях в соцсетях и настоящих журналистах

Помню, лет пять назад в одном из республиканских СМИ появилась статья о том, что газеты в скором времени вымрут, как динозавры. Будучи корреспондентом, тогда сильно расстроилась — а как же наша профессия, что будет с коллегами? Но потом, по прошествии какого-то времени, взвесив все «за» и «против», поняла — газеты не вымрут, а перейдут в другое, электронное измерение. Бумажные варианты газет также сохранятся, но их останутся единицы. Известно даже примерное время вымирания газет: 2040-2050 годы. Такого мнения еще в 2010-м был австралийский медиафутурист Росс Доусон, такого мнения и наши казахстанские исследователи, и политологи. С одним из них — журналистом, казахстанским политологом, вице-президентом общественного фонда «Абай-акпарат» Айдосом Сарымом удалось пообщаться во время одного республиканского медиатура.

Последняя эпоха читателей  периодики

Говорят, последнее газетное поколение — это люди, родившиеся в 1980-м. Тогда еще жива была традиция семейной подписки. В моей семье почтовый ящик просто трещал по швам, когда почтальон приносил почту: журналы «Здоровье», «Работница», «За рулем», «Веселые картинки» (и, учитывая то, что дети в семье росли — соответственно, «Мурзилка», «Костер»), непременно газеты «Казахстанская правда», «Труд», «Литературная газета», и, конечно, «Прикаспийская коммуна»… Следующее поколение, родившееся в девяностых, училось читать социальные тексты в 2000-х, уже с домашним интернетом. Граница между этими поколениями и есть граница между газетной и цифровой эпохами.

Как утверждает агентство «Internews Казахстан», последнее газетное поколение «истончится» к концу 2030-х настолько, что не сможет поддерживать остатки социальной привычки к прессе. Дольше этого срока газеты не проживут.

Да, Интернет уже становится преобладающим «транспортом» для медиасообщений, но пока газеты все же как-то будут находить спрос, хотя и снижающийся. По мнению Айдоса Сарыма, газеты и журналы, действительно, потихоньку уходят. Люди предпочитают пользоваться интернет-версиями периодических изданий.

Как «удержать» бумажные газеты?

Между тем, считает политолог, чтобы удержать газеты на плаву, необходимо вмешательство государства. Причем это должно быть в виде двух-трех холдингов, которые бы курировали весь этот процесс.

— Приведу пример, — говорит Айдос Сарым. — Население Японии равняется 125 миллионам человек. Тиражи тамошних газет — от 7 до 12 миллионов. В Венгрии же на 15 миллионов жителей приходится тираж в 900 тысяч газет. То есть у людей высокий спрос на информацию, конкретно на газеты. И что характерно: в Японии газеты с телевидением конкурируют.

В нашей же стране, по мнению А. Сарыма, такого не наблюдается. Телевидение сегодня пока не конкурирует не то что с газетами, а даже друг с другом. В итоге — телезрители уходят в Интернет. Равно как и читатели. Ведь порой простой блогер раскроет тему лучше, интереснее, нежели статья в областной газете. Почему?

Политолог считает, что в погоне за строчками госзаказа журналисты опускают планку качества своих материалов, а потом сами же обвиняют государство, которое диктует работникам пера, что и про кого необходимо написать. Однако для настоящего журналиста это не оправдание. Подготовить интересную и привлекающую внимание читателя статью — признак профессионализма.

Что касается Интернета, — да, сегодня он все больше и больше входит в нашу жизнь. Поэтому редакциям необходимо перестраиваться на новый режим работы — делать материалы для сайта, а это значит — лаконичнее, короче, читабельнее.

— Совсем газеты не исчезнут, — уверен А. Сарым. — Какие-то тиражи будут. Думаю, что областные, районные газеты останутся на своем прежнем уровне еще долгое время. Людям нравится читать местные новости, читать о себе, узнавать, у кого как прошел юбилей, свадьба.

«Атырау-Акпарат» был примером

Айдос Сарым предполагает, что в ближайшие 5-6 лет государство будет уходить из газетного рынка. Поэтому газетам придется самим выживать, и тогда уже упор будет делаться на качество.

Собеседник высказал свое мнение, что ему хотелось бы, чтобы Казахстан стал второй Норвегией. Дело в том, что газетами в этой стране владеют три крупные медийные компании, а большинство журналов выпускается тремя крупнейшими издательствами.

— И это при том, что в Норвегии — пятимиллионное население, а газеты в общей сложности имеют тираж — 300 тысяч!  — сообщил спикер.

Поддержка газет со слабой финансовой базой в Норвегии обеспечила деятельность тем изданиям, которые уже давно прекратили бы свое существование.

— Когда мы работали в Атырау, в начале 2000-х, мы создали медиа-холдинг «Атырау-Акпарат», куда вошли и областные, и районные газеты.

Причем эти СМИ были «под крылом» у государства. Такая модель в Казахстане была первой, и ее потом «растиражировали» в других регионах, — сказал А. Сарым. И эта модель как раз и была той самой «палочкой-выручалочкой» тем газетам, которые буквально «на ладан дышали».

Между тем Айдос Сарым заметил, что количество интернет-пользователей все растет. Открываются блоги, в соцсетях время от времени появляются весьма не плохие посты на злободневные темы. «И вы знаете, — продолжает спикер, — порой интереснее читать не журналистов, а обычных людей (имеет в виду блогеров или завсегдатаев соцсетей. — Н.Ш.)».

Однако наш известный коллега все-таки упустил простую, но очень важную деталь: блогер или пользователь соцсетей публикует в своем посте по принципу «что вижу, о том и пою». Например, увидел яму посреди улицы — написал, мол, какие нехорошие коммунальщики, и все. А журналист что? Он увидел яму, позвонил в горадминистрацию, ЖКХ, выяснил, кто выкопал, зачем и кто виноват. А потом из всего этого сделает статью. Блогер больше пишет для себя, а журналист для всех. Поэтому на нас особая ответственность.

 

Надежда ШИЛЬМАН 

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button