В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ — ЗАБОТА О КАЖДОМ КАЗАХСТАНЦЕ

120814 10 Общество

В рамках реализации положений программной статьи Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» основные приоритеты деятельности Министерства труда и социальной защиты населения РК и Правительства сконцентрированы на повышении трудовой мотивации, содействии росту производительной занятости и оказании социальной поддержки лицам, не имеющим возможности самообеспечения по объективному статусу.

Реализация данных приоритетов предполагает решение следующих задач. Во-первых,  осуществление масштабной реализации Программы занятости 2020. Общий объем бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы за 2011-2012 годы, составил 99,7 млрд тенге, из них по состоянию на 1 июля освоено 51,7 млрд тенге.

За этот период общее число лиц, обратившихся для участия в Программе, составило 145 тыс. человек, из которых 110 тыс. изъявили желание участвовать в Программе и подписали социальный контракт. Среди подписавших социальный контракт 66,7% являются безработными, 29,2% — самостоятельно занятыми и 4,5% — из  категории малообеспеченных. Необходимо отметить, что более половины участников Программы  составляет молодежь в возрасте до 29 лет.

Отдельно следует отметить о выполнении первого направления «Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения».

На организацию  их профессионального обучения из республиканского бюджета выделено 30,9 млрд тенге. Это позволило заключить договора с 442 организациями образования и охватить почти 44 тыс. человек профессиональной подготовкой, около 31 тыс. — переподготовкой и 6 тысяч — повышением квалификации.

По состоянию на начало второго полугодия текущего года завершили обучение 46,3 тыс. человек, из них около 75% трудоустроены. В разрезе регионов лидируют в трудоустройстве Южно-Казахстанская (95,8%), Актюбинская (91,7%) и Атырауская (87,1%) области.

Дополнительные возможности временной занятости были созданы и за счет открытия социальных рабочих мест. Для этого на местах были активизированы механизмы социального партнерства, позволившие заключить договора более чем с 5 тыс. работодателей и трудоустроить около 38 тыс. человек (143,4% к плану). На субсидирование заработной платы участников Программы, трудоустроенных на социальные рабочие места, израсходовано 2,6 млрд тенге. При этом средний размер месячной заработной платы трудоустроенных участников Программы составил более 45 тыс. тенге.

Следующей важной задачей, поставленной Главой государства перед министерством, является формирование эффективной модели трудовых отношений.

В этих целях нами реализуются следующие направления:

во-первых,  предупреждение и профилактика трудовых конфликтов. Начиная с прошлого года, систематически проводится мониторинг деятельности более 320 предприятий по 10 показателям, определяющим социальный климат в коллективе (уровень и своевременная выплата заработной платы, снижение или увеличение разницы между размерами заработной платы иностранных специалистов и казахстанских рабочих, выполнение работодателями обязательств коллективных договоров и т.д.);

во-вторых, снижение рисков в сфере охраны труда. В этих целях активно внедряется  система оценки рисков  в сфере охраны труда, основанная  на  переходе от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению и направленная на снижение административных барьеров. В прошлом году в СОР были включены 5182 предприятия крупного и среднего бизнеса. По итогам проверок 28% из общего количества проверенных предприятий отнесены к организациям с высокой степенью риска из-за несоблюдения и грубых нарушений трудового и социального законодательства, 41% — к организациям со средней степенью риска и 31% — с низким уровнем риска.

В этом году основное внимание уделяется инспектированию предприятий, относящихся к первой группе, имеющих вредные производства, и мерам, которые они предпринимают для улучшения условий труда;

в-третьих, расширение охвата предприятий системой коллективно-договорных отношений:

— на 1 июля текущего года системой коллективных договоров охвачено 53 тыс. предприятий, в том числе охват крупных и средних предприятий системой коллективно-договорных отношений составляет 84,4% (в Атырауской области — 100% из числа крупных и средних предприятий и 34% от количества действующих предприятий в области);

— подписано Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2012-2014 годы, в котором обозначены приоритетные направления сотрудничества в области развития социального партнерства, налаживания социального диалога и предупреждения социально-трудовых конфликтов.

В рамках Генерального соглашения подписано и реализуется трехстороннее областное соглашение Атырауской области на 2012-2014 годы.

Для обеспечения потребности индустриальной экономики в профессиональной рабочей силе  в текущем году  внесены поправки в Трудовой кодекс, в которых закреплена норма по  Национальной системе  квалификаций. Совместно с МОН РК разрабатываются и будут утверждены основные элементы национальной системы квалификации: национальная и отраслевые рамки квалификации, около 150 отраслевых профессиональных стандартов, направленных на выработку единых требований  к содержанию профессиональной деятельности работников.

Во втором полугодии текущего года будет разработан проект Плана поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года. В рамках Плана предполагается разработка профессиональных стандартов на 3500 профессий рабочих и  должностей служащих.

Кроме того, на законодательном уровне приняты поправки в Трудовой кодекс РК, которые регламентируют взаимодействие органов  внутреннего контроля предприятий и совместных комиссий по охране труда на основе социального диалога. А также упрощают процедуры выдвижения требований работников к работодателям, в том числе в целях досудебного решения возникающих проблем, повышают ответственность за несоблюдение норм и правил участия в забастовках; уточняют права и обязанности служб безопасности и охраны труда, порядок расследования  несчастных случаев и учета производственных травм; особого режима труда для беременных женщин.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, в первом полугодии на производстве пострадали 1043 человека, в том числе  погибли 127, имели место 13 трудовых конфликтов. Природа возникших конфликтов экономическая: работников не удовлетворяли условия труда и размеры заработной платы.

Для развития и повышения роли социального партнерства  до конца текущего года будет разработана и представлена на рассмотрение Правительства Концепция о внесении изменений в Закон «О профессиональных союзах», которая  направлена на  создание профсоюзов по роду деятельности, конкретизацию их прав и обязанностей, разграничение и регламентацию по уровням деятельности задач и функций первичных и отраслевых профсоюзов; для предупреждения рисков нарушения трудовых прав в текущем году будет подготовлена Концепция о внесении изменений в действующие законы.

Третий приоритет министерства направлен на модернизацию системы социального обеспечения и социальной поддержки отдельных категорий граждан. В настоящее время системой социального обеспечения охвачено 2,5 млн человек. Расходы на эти цели в текущем году превысили 1 трлн тенге из республиканского бюджета. При этом следует отметить, что система социального обеспечения в Казахстане является многоуровневой и предусматривает ответственность государства, работодателя и самого работника. При наступлении старости, потере трудоспособности или кормильца государство предоставляет базовые выплаты (гарантии государства), работодатель — за счет собственных средств, а работник — с дохода перечисляет пенсионные, социальные отчисления и страховые премии в НПФ, ГФСС и частные страховые компании. Удельный вес всех базовых выплат из республиканского бюджета к общим расходам на систему составляет 33,5%, а доля пенсионных выплат из солидарной системы — 65%, или 642 млрд тенге в текущем году. Необходимо, однако, иметь в виду, что эти расходы рассчитаны на переходный к накопительной системе период.

Для дальнейшего совершенствования пенсионной системы, по поручению Главы государства рабочей группой, созданной при МЭРТ РК, подготовлены предложения по ее дальнейшему совершенствованию, направленные на обеспечение финансовой устойчивости самой системы и  адекватности пенсионных выплат.

Социальная помощь предоставляется как из республиканского, так и местного бюджетов и сегодня ею охвачено около 2 млн человек. В организации социальной поддержки, в соответствии с поручениями Главы государства, особое внимание уделяется переходу от социальной помощи к социальному развитию или использованию программ активизации трудовых усилий для трудоспособных представителей целевых групп населения. Эти подходы заложены и уже реализуются в Программе занятости.

С учетом дифференциации условий предоставления социальной омощи, предупреждения иждивенчества и усиления трудовой мотивации лиц, сохранивших трудоспособность, министерством  проведена большая работа по оптимизации социальных выплат. Соответствующие предложения переданы на рассмотрение в Правительство. В настоящее время идет пилотная реализация этих предложений в ВКО, Костанайской, Павлодарской областях и в г. Астане.

Во втором полугодии текущего года, с учетом международного опыта, будут подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию системы социальной помощи населению, предусматривающей дифференциацию форм и видов социальной помощи, перенаправление средств наиболее нуждающимся гражданам.

Для лиц пожилого возраста и инвалидов это означает обеспечение доступности и высокого качества социального обслуживания, создание условий для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; для детей — сохранение здоровья, создание равных стартовых возможностей развития; для молодежи — создание условий для профессиональной подготовки и содействие в трудоустройстве, жилищная помощь; для семей с детьми — возможность сочетания производительной занятости с выполнением семейных обязанностей; для трудоспособной части малообеспеченного населения — расширение возможностей достойного труда.

Как видим, программа социальной модернизации  ко многому обязывает нас. Становление Общества Всеобщего Труда, обеспечение качества жизни казахстанцев, сопоставимого с уровнем развитых стран в немалой степени зависит от нашего профессионализма, добросовестности и ответственности.

Бинара ТОЛЕГЕНОВА,

начальник управления социального партнерства Министерства труда и социальной защиты

населения Республики Казахстан, г. Астана

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна