Общество

Ужин без процентов

Вполне возможно в скором времени в меню казахстанских кафе и ресторанов появятся новые ценники. К октябрю уберут 10 процентов за обслуживание клиентов. Как к предстоящему нововведению, предложенному министерством торговли и интеграции, относятся владельцы таких заведений, сами посетители?

Зачем убирают 10 процентов за обслуживание в кафе, и как это повлияет на меню

О предстоящем изменении в кулуарах Сената сообщил СМИ министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. По его словам, в министерстве готовятся изменения: если в стоимость услуги в ресторанах заложено обслуживание клиента, то никаких дополнительных чаевых и денежных вознаграждений не должно быть, только если это волеизъявление самого клиента.

«Сегодня они «сидят» у вас в чеке. Мы готовим изменения, в соответствии с которыми чаевые, как обязательный атрибут, находиться там не будут… Если эта сумма «сидит» в стоимости, почему человек должен дважды платить? Пока по действующим законам, если на входе в заведение есть публичная оферта, текст, где написаны условия обслуживания и вы, почитав эту оферту, заходите, то вы даете согласие на такие условия. Это касается и депозитов в кафе и ресторанах. Новые правила планируют подготовить к октябрю», – отметил Арман Шаккалиев.

Без драконовских цен?

Мы решили узнать мнение атырауских рестораторов. Но не тут-то было: большинство наотрез отказались обсуждать про «10 процентов». Мол, «нет мотивации для такого разговора». Странно, не правда ли? Но мы нашли единицы смельчаков. Позиция у них одна: рестораны и кафе – частные заведения и все решают сами, никто не ставит драконовские цены для посетителей, никто не заставляет платить дополнительные чаевые.

Президент казахстанской ассоциации лидеров гастрономии по Атырауской области Тарон Агабабян пояснил, что данный вопрос уже несколько раз обсуждали с рестораторами и работниками.

– 10 процентов за обслуживание есть в ресторанах и кафе многих стран. Такая сумма не включена в стоимость блюд, а является отдельной платой для официантов. В заведениях Атырау от 5 до 7 процентов от собранной суммы идут на зарплату, еще 3 процента – на возмещение боя посуды, – поясняет Тарон Агабабян.

По его мнению, если на законодательном уровне введут новое правило и проценты за обслуживание уберут, то автоматически подорожает вся продукция кафе и ресторанов.

– В нашем городе есть заведения, где в меню указывается еще НДС 12 процентов, там их плюсуют к стоимости блюд. Почему это – законно, а то, что 10 процентов добавляется за обслуживание, нет? – недоумевает резонно Тарон Агабабян. – Также будут продолжать НДС включать, дополнительно брать плату. По любому все такие факторы повлияют на цены.

Думаю, если человеку в кафе дали меню, где указано «10 процентов за обслуживание», он увидел этот пункт, согласился, сел, поел, оплатил. Не устраивает – значит уйдет. Если такого пункта в меню нет, то может и не платить, потому что его никто не предупредил. В одном заведении стейк стоит 6 тысяч тенге, в другом – 8 тысяч тенге, все же решают рестораторы, хозяева заведения – что делать, сколько им накрутить, – отмечает президент казахстанской ассоциации лидеров гастрономии по Атырауской области.

Руководитель Атырауского городского отдела предпринимательства и сельского хозяйства Малик Кариев, которого «ПК» попросила высказать мнение по намечаемому изменению, считает, что предприниматели сферы общепита наверняка будут искать более дешевое сырье.

– О нововведениях почти всем им известно. Бизнесмены готовятся к поднятию цен в меню, и соответственно на еду по доставке тоже будет стоимость повышена. Бизнесмены будут искать дешевое сырье и могут нарваться на некачественные продукты, – отметил собеседник. – Что касается трудоустройства: многие владельцы ресторанов и кафе до сегодняшнего дня с 10 процентов выплачивали заработную плату обслуживающему персоналу, а если уберут эти проценты, то предприниматели целенаправленно начнут принимать на работу людей, с которыми станут заключать трудовые договоры на долгий срок и обучать их качественному сервису, – получается, нашел плюс в грядущем нововведении Малик Кариев.

А как у них?

Елена, ранее работавшая администратором в ресторане, подтвердила, что в Атырау ситуация с 10 процентами за обслуживание как, к примеру, в Америке: из этой суммы формируется фонд оплаты труда официантов, обслуживающего персонала.

Конечно, в ресторанах думают о прибыли, но не везде высокие цены.

Так как все-таки обстоят дела в дальних странах? В упомянутых Штатах чаевые являются «добровольно-принудительными». Принятая сумма сильно варьируется от штата к штату и даже от города к городу. В Нью-Йорке чаевые обычно составляют 18-25 процентов от счёта. На чай в обязательном порядке дают официантам, барменам и таксистам. В Европе – в Швейцарии, Австрии и Голландии – чаевые не являются национальной традицией, поэтому их вручение вызывает недоумение. И ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять чаевые в ресторанах в Японии, Китае и Южной Корее.

В соседней России посетители оставляют чаевые только если довольны обслуживанием. Они не платят чаевые исполнителям, которые грубят и позволяют себе лишнее в общении с клиентом. А еще если плохо выполнена работа, неопрятный внешний вид сотрудника. Некоторые не платят чаевые сотрудникам кафе, которые позволяют себе флирт или панибратство в общении.

Заядлый посетитель атырауских кафе Марат считает: новшество в Казахстане будет иметь последствия для его кошелька.

– Эти 10 процентов владельцы заведений «посадят» в стоимость продукции, ох, любимые бургеры наверняка подорожают, – уверен житель Атырау.

Официантка, назвавшаяся Кариной, рассказала, что учится и работает, а при трудоустройстве хозяева ресторана ее сразу предупредили, что она будет получать каждый месяц стабильные 20 тысяч тенге, и к этой сумме добавкой станут проценты от выручки. Если мало клиентов, заказов, то заработная плата, соответственно, будет с гулькин нос. 

Кстати, а налоги предприниматели обязаны платить с 10 процентов и чаевых? На сей счет в департаменте государственных доходов Атырауской области пояснили так: когда за обслуживание берется 10 процентов от заказа, то эта сумма подлежит налогообложению. А за полученные чаевые налоги не платят, так как они являются вознаграждением официанта за услугу.

Чаевые к чаю

Общественник Андрей Кораблев – сторонник того, чтобы чаевые официантам за обслуживание были на добровольной основе.

– Мне не совсем ясно, почему данный вопрос должен рассматриваться на столь высоком уровне? К слову, наверное, более половины жителей нашей страны предпочитают собственную кухню, а кто-то даже не имеет возможности посещать кафе и рестораны. Жителям отдалённых от городской суеты посёлков и аулов этот вопрос и вовсе может показаться, по меньшей мере, странным, – считает Кораблев. – И, тем не менее, раз вопрос подняли, значит это кому-то нужно. У нас в сфере обслуживания очень много частных предприятий – не только в сфере питания и ресторанного бизнеса. Считаю, рынок сам способен урегулировать подобный вопрос, а не требовать его решения от министра. Каждый волен наградить чаевыми любого сотрудника сферы обслуживания за его исключительные способности и профессиональные качества, будь то сотрудник шиномонтажа или курьер, доставивший вам пиццу. Кроме того, работник и без этих вознаграждений обязан получать зарплату от своего работодателя, который в свою очередь волен поощрить своего сотрудника премией именно за то же. Всегда считал, что принуждение к оплате – один из негативных факторов в копилку посещаемого заведения. И если говорить об «атрибутах», то в нашей стране практика раздачи чаевых не имеет столь продолжительной истории, как в странах Европы, где она и зародилась. В последнее время мы обращаемся к истокам по самым различным поводам. Традиционно чаевые оплачивались довольным клиентом заведения после оплаты основного счёта.

По словам А. Кораблева, размер чаевых зависел только от возможности клиента и удовольствия, которое тот получил.

– Порочная практика уплаты процентов по счёту была, скорее, навязана нам рестораторами, чтоб повысить рентабельность своего заведения за счёт клиентов. С введением безналичной оплаты за услуги стали меняться и условия оплаты чаевых. Очень часто в чеке сейчас появляется фраза о том, что размер вознаграждения официанту остаётся на рассмотрение посетителя. Уверен, это и есть мотивация для обслуживающего персонала. Рынок более гибкий и сам исправит ситуацию, – убежден общественник. А как вы считаете?

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button