КультураНовостиОбщество

Гульназ Камысбаева, режиссёр: «Играйте так, чтобы дети поверили!»

«Самые наблюдательные люди – дети, потом – художники». Эти слова писателя Василия Шукшина взяла на вооружение режиссер Академического Казахского драматического театра имени Махамбета Гульназ Камысбаева, когда ей пришла идея ставить спектакли для маленьких зрителей.

Гульназ родилась и выросла в городе Кульсары. Уже в начальных классах девочка видела себя только в искусстве и после окончания школы поступила на актерское отделение республиканского эстрадно-циркового колледжа. Затем получила диплом журналиста, а потом отучилась на режиссера в национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Причем, училась не ради диплома, как это нередко бывает, а все пять полных лет получала знания в классе театрального режиссера, народного артиста Казахстана Мамана Байсеркенова. Училась, чтобы знать все о театре.

И вот с тремя специальностями – актера, журналиста и режиссера – по программе «Дипломмен ауылға» Гульназ Камысбаева вернулась в Атырау. Здесь девушка вышла замуж за своего сокурсника, театрального художника Тимура Коесова, в семье родились дети. И уже в роли матери посмотрела на театральное искусство с другого ракурса и обнаружила…

gulnaz kamysbaeva rezhissyor igrajte tak chtoby deti poverili 6

– Обнаружила, что в Атырау совсем нет спектаклей для детей. Вообще. В игровые центры? Но тогда, лет 10 назад, когда моя ребятня была совсем мелкой, игровых центров в городе работало совсем мало и они были примитивные, – говорит Г. Камысбаева. – Прогулки по городу? А где зрелище, где духовное развитие? И я решила сама готовить спектакли для детей. К тому времени в драмтеатре имени Махамбета, куда устроилась после окончания академии искусств, я поставила две драмы «Мәнгілік бала бейне» и «Мәңгүрт», которые зрители очень тепло восприняли, и для меня это стало хорошим настроем, большим стимулом к дальнейшему творчеству. 

Эксперименты помогли

После премьеры постановки старший сын Гульназ сказал, что «Мәңгүрт» получился супер, но «почему мама не ставит детские спектакли, он был бы первым зрителем ее работ?!». Эта фраза стала отправной точкой ставить детские постановки, но Гульназ не помчалась сразу искать хороший сценарий. Для начала она наблюдала за своими детьми: что они смотрят, что читают, что им нравится, подражают ли они определенным героям. Потом уже в детской актерской студии при драмтеатре режиссер присматривалась к другим детям – как и что воспринимают, какой у них угол зрения, какими глазами смотрят на мир.

gulnaz kamysbaeva rezhissyor igrajte tak chtoby deti poverili 4

– Это был эксперимент: мне важно было понять, что чувствуют дети, как они переживают, что воспринимают, а что нет. И пришла к выводу: Шукшин оказался прав, – продолжает Гульназ. – Дети очень наблюдательны и по своей природе не могут домысливать как мы, взрослые. Казалось бы, что проще простого – писать для детей? На самом деле взрослым творить – сочинять песни, стихи, сказки и рассказы для малышей – намного сложнее. Важно точно донести мысль, чтобы ребёнок сделал правильные выводы. Ведь взрослая аудитория прощает огрехи, потому что может воспринимать недостающую картину, зритель сможет сделать соответствующие выводы. Мы понимаем принцип минимализма, а у детей нет жизненного опыта, психика не тренированная, поэтому ставить детские спектакли намного сложнее, чем для взрослых.

По словам Гульназ, у режиссеров есть фраза, что зритель сам должен домыслить, додумать, догадаться, что и как будет. А вот с детьми такой вариант не пройдет, они воспринимают все так, как есть. Им не просто надо пересказать сюжет, а делать акцент на чувствах, научить любить, сострадать, быть настоящим верным другом.

– Если вы выйдете на сцену или на середину зала и скажете «Здравствуйте, дети! Я – мышонок, а он – лисенок», но не сможете воплотить это игрой или образом, дети не поверят вам, – говорит Гульназ Камысбаева.

Про «Вау!»-эффект и Аладдина

Вооружившись накопленными опытом, знаниями, наблюдением, наша героиня взялась за свой первый детский спектакль «Аладдин», сюжет которого известен всем. Спасибо актерам, художникам, гримерам и костюмерам театра имени Махамбета, она сумели донести до детей задумки и мысли режиссера. В итоге получился полноценный спектакль с красивой декорацией, яркими костюмами. Нашли даже как изобразить ковер-самолет. Каждую смену декораций дети воспринимали на «вау!». Они должны ежеминутно получать эмоции, иначе уже на второй-третьей минуте начинают рассматривать соседей или потолок театра. Поэтому их надо постоянно держать в театральном тонусе. Таким же ярким и веселым оказался еще один музыкальный спектакль «Ән сал», поставленный по мотивам американского комедийного мюзикла «Зверопой», и «Бремен хикаясы» по мультфильму «Бременские музыканты».

– Детские спектакли должны быть в репертуаре каждого театра, не только ТЮЗов. Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности, а это важно для развития духовного мира детей.

И режиссеры, которые не хотят браться за работу для маленьких зрителей, даже не представляют, какой это кайф! Ведь внутри каждого взрослого человека живет маленький ребенок, – признается наша собеседница. – Этот внутренний ребенок – часть нашей личности, которая сохранила радость, любопытство и невинность детства. Он является ключом к нашим эмоциям, творческому потенциалу и способности радоваться жизни. Однако зачастую мы утрачиваем связь с этим внутренним ребенком и забываем о его потребностях.

gulnaz kamysbaeva rezhissyor igrajte tak chtoby deti poverili 2

Каждой школе – театр

А еще Гульназ Камысбаева убеждена: в каждой школе должна быть театральная студия.

– Работая режиссером, понимаешь, насколько важно, чтобы в школе были театральные студии, особенно сейчас, – говорит она. – Ведь это не только про «произнести текст по ролям» или «прочитать стихотворение». Это – работа с вниманием, с дыханием, с партнерами, с голосом и речью. Это полезно каждому.
Школьный театр – это не столько про искусство, сколько про воспитание. Точнее, про гармоничное развитие личности, которое только уроками не ограничивается. Так что театральная студия может стать незаменимым помощником школьного психолога и завуча по воспитательной работе.

А ещё именно в школе важно попробовать и понять, твое ли это, чтобы успеть направить внимание на другие вещи и тратить свое время на любимое занятие.

– В театре ребята, которым по каким-то причинам сложно проявить себя в классе, раскрываются. Им становится легче найти общий язык с другими людьми, они начинают лучше учиться! – признается Гульназ. – Я настойчиво советую заниматься в театральной студии с подростками из так называемой группы риска, у которых сложная жизненная ситуация и есть трудности с учебой. И детская студия при театре доказала, что это работает: дети вливаются в труппу, получают задания, выполняют их по мере возможностей и, чувствуя другое отношение к себе, постепенно меняются. Это прививает любовь к чтению и литературе.

gulnaz kamysbaeva rezhissyor igrajte tak chtoby deti poverili 1

Колючая рок-певица

Актриса Академического Казахского драматического театра имени Махамбета Турсынгуль Амангалиева с большой охотой берется воплощать детские персонажи, придуманные нашей героиней. Как считает Турсынгуль, это особенный, бесценный опыт для актеров. Такие роли требуют творческого воображения, эмоциональной гибкости и глубокого понимания поведения персонажа. Потому что аудитория сказки – маленькие дети.

– По этой причине актёр детского театра – не только профессионал в своей области, но и немного педагог, психолог и даже сам чуть-чуть ребёнок. Чтобы понравиться детям, нужно думать и вести себя как они, – говорит Турсынгуль Амангалиева. – Нам, актерам, важно заставить их поверить в персонаж, которого играем, и оживить в сказке различных животных и даже предметы, не относящиеся к людям. В сказке «Аладдин» я играю помощницу принцессы, в спектакле «Ән сал» – Ёжика, став колючей рок-певицей. Это был бесценный опыт для меня. В творческом плане я выросла, приобрела опыт. И теперь знаю, что предпочитают дети.

Так можно сказать и про героиню нашей публикации Гульназ Камысбаеву.

Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button