УМЕНЬШАТ ЛИ РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ?

Возможно. Во всяком случае разрабатывается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

24 октября в Атырауском государственном университете имени Халела Досмухамедова прошел семинар с участием субъектов крупного и среднего бизнеса региона, организованный департаментом законодательства Министерства юстиции РК по индикаторам Глобального индекса конкуретоспособности Всемирного Экономического форума, а также разъяснения изменений, внесенных в законодательство.

К слову, Всемирный Экономический форум – швейцарская неправительственная организация, в деятельности которой принимают участие мировые политические лидеры, руководители 1000 ведущих крупных компаний и ученые с мировым именем. Ежегодно публикаются рейтинги государств по 114 индексам конкурентоспособности по следующим показателям: экономические и политические исследования, которые охватывают сферы всемирного экономического, социального положения, инновационные факторы, здравоохранение и охрану окружающей среды. По данным Всемирного Экономического форума, Казахстан находится в группе стран с наиболее высоким уровнем развития, в котором большую роль играют факторы эффективности и инновационного развития. В данном рейтинге наша страна занимает 42 место.

Для улучшения показателей, согласно плану Правительства РК было утверждено 108 индикаторов и Министерство юстиции является исполнителем по 4 индикаторам. Это «Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования». По этому пункту Казахстан занимает 52 место, по пункту «Права собственности» — 67 место. «Эффективность законодательства в решении спорных вопросов» — 45 место и «Защита интеллектуальной собственности» — 70 место.

В работе семинара приняли участие руководитель департамента юстиции Атырауской области Сагынбай Тургарин, руководитель управления конституционного законодательства, законодательства в области государственного управления МЮ РК Нуржан Жапаров, главный эксперт управления уголовного, уголовно-процессуального и уголовно- исполнительного законодательства и законодательства в области обороны Елдос Бертисов, главный научный сотрудник Института законодательства РК Индира Елеусизова.

Нас заинтересовало обсуждение пункта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях». Разработка данного законопроекта предусмотрена Концептуальным планом законотворческой работы на 2016-2020 годы. Для реализации поставленных целей предполагается предпринять меры по следующим направлениям:

Первое направление. Расширение применения института предупреждения.  В данном направлении предлагается при первичном совершении административного правонарушения безальтернативно применять предупреждение по составам административных правонарушений с незначительной степенью общественной опасности и санкции с которых наряду с предупреждением в качестве альтернативного вида взыскания предусматривают адмштраф и иные виды взысканий.

Второе направление. Снижение размеров административных штрафов. По итогам анализа статей Особенной части КоАП в целях установления соразмерности административных штрафов совершенным деяниям предполагается снижение размеров адмштрафов по составам адмправонарушений.

Третье направление. Расширение сферы действия института сокращенного производства.

В целях дальнейшей гуманизации КоАП, расширения диапазона применения профилактических мер, а также для дополнительного обеспечения взыскиваемости административных штрафов предлагается распространить применение института сокращенного производства в отношении должностных и юридических лиц (в настоящее время применяется в отношении только физических лиц).

Кроме того, предлагается применять процедуру сокращенного производства в отношении административных правонарушений, зафиксированных специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

Четвертое направление. Расширение права суда, органа (должностного лица) сократить адмштраф на сумму до 30%, при установлении смягчающих обстоятельств.

В целях улучшения условий для предпринимательства, а также совершенствования внедренных механизмов предлагается применять в отношении юридических и должностных лиц нормы о возможности сокращения суммы адмштрафа до 30%, при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (в настоящее время это распространяется только на физических лиц).

Пятое направление. Исключение ряда составов административных правонарушений.

В целях устранения дублирования отдельных составов административных правонарушений, а также излишней регламентации предлагается исключить ряд составов адмправонарушений в области финансов. Кроме того, в целях стимулирования устранения правонарушений и развития предпринимательства законопроектом предусмотрена регламентация порядка досрочного возобновления действия разрешения при устранении нарушений, явившихся основанием для приостановления.

В ходе работы семинара представителям Минюста РК был задан ряд конкретных вопросов, ответы на которые были получены тут же. По наиболее глобальным вопросам и предложениям представители министерства пообещали дать расширенную информацию конкретным адресатам лично.

Каршыга КУШЕКОВ