УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ
Август — горячая пора для работников сферы образования. Жара начинает спадать, а вот накал страстей ко времени проведения традиционных августовских расширенных педсоветов, как на уровне областных центров, так и всея республики, похоже достигает своего апофеоза. О том, как прошли сии мероприятия с педобщественностью города и области, мы уже писали, и, учитывая то, что хвастаться успехами тут как-то неприлично, повторяться не будем. Отметим лишь то, что из плачевных показателей ЕНТ в прошедшем учебном году руководителям областного управления образования необходимо извлечь уроки. А вот на том, что было озвучено на республиканском совещании работников образования, позволим себе остановиться поподробнее.
ЧТО МОН ВЕЛИКИЙ НАМ ГОТОВИТ?
Выступая 25 августа на совещании, министр образования и науки РК Аслан Саринжипов предложил ввести обучение предметов «История Казахстана» и «География» на государственном языке во всех школах, вне зависимости от языка обучения.
— Дополнительно к предметам «Казахская литература» предлагается, чтобы предметы «История Казахстана», «География» изучались на казахском языке во всех школах, вне зависимости от языка преподавания, — сказал министр.
В рамках развития триязычия запланировано проведение внеклассных мероприятий по предметам изучения отдельных тем, курсов на английском языке. Планируется организация летней языковой четверти, к проведению которой будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вузов. Кроме того, в старших классах на английском языке предлагается изучать следующие предметы — информатика, физика, химия, биология.
Содержание учебной программы основной школы будет обновляться. Так, в планах организовать сквозное изучение терминологии по предметам естественно-научного цикла.
Глава министерства достаточно оптимистично оценивает готовность сферы казахстанского образования к переходу на новое содержание.
— Сегодня на уровне международных стандартов у нас успешно работают Назарбаев интеллектуальные школы. Их опыт будет распространяться на всю систему казахстанского образования. В предстоящем учебном году мы начинаем трансляцию опыта НИШ, апробационную работу в 30 пилотных школах, — пояснил Аслан Саринжипов.
Глава ведомства сообщил, что в 2016 году на обновленное содержание перейдут все первые классы республики, в 2017 внедрение нового содержания продолжится во 2, 5 классах, соответственно, в 2018 году — 3, 6, 9 классах. И полный переход на новое содержание планируется осуществить в 2020 году.
Судя по всему, в профильном министерстве озаботились качеством знаний учеников по истории Казахстана. По мнению министра, изучение истории отдельной страны невозможно без сформированной целостной картины исторического развития мира. Поэтому предмет «История Казахстана» будет изучаться не с 6, а с 5 класса, параллельно с предметом «Всемирная история».
Наряду с этим, в 63 школах Караганды и Туркестана будет внедрено подушевое финансирование.
«Для развития конкуренции между школами для учащихся старших классов 63 пилотных школ двух городов — Караганды и Туркестана — будем продолжать апробацию подушевого финансирования», — сказал А. Саринжипов.
Как отметил министр, старшеклассники всех школ двух городов будут финансироваться по принципу подушевого финансирования, и та школа, которая будет иметь большее количество учащихся — будет получать больше финансовых средств.
Также, по его словам, в этом учебном году в первых классах пилотных школ будет внедряться пятидневная учебная неделя, а рекомендации по составлению расписания уже направлены соответствующим адресатам.
Напомним, что ранее на селекторном совещании коллегии ведомства министр сообщил, что эксперимент с подушевым финансированием продолжится в 126 школах. Он отметил, что 4000 руководителей школ будут обучены управленческим подходам в рамках подушевого финансирования и бюджетного планирования.
ОПЯТЬ ДВОЙКА?
Тем временем в ход августовского совещания внес свои коррективы заместитель Премьер-министра РК Бердибек Сапарбаев, подвергший резкой критике систему дуального образования в стране.
По словам вице-премьера, дуальная система обучения действует с 2008 года, и каждый год минимум 50-60 колледжей должны готовить кадры по этой системе.
— Что мы имеем на сегодняшний день? Пока эта система нормально в наших колледжах не работает. Хотя по статистике, 280 наших колледжей работают по дуальной системе образования. На самом деле этого нет, — возмутился он.
Бердибек Сапарбаев добавил, что организациям ТИПО следует внести изменения в учебные планы. В частности, он отметил низкую эффективность холдинга «Кәсіпқор», который, по его мнению, не дал результатов ни по составлению учебных программ, ни по созданию колледжей мирового уровня.
— Я думаю так, для тех студентов и учащихся, которые учатся по рабочим специальностям, нужно больше практики, то есть должно быть 60% — практика, 40% — теория. Должен быть договор, куда он завтра пойдет, — сказал Б. Сапарбаев.
Как отметил вице-премьер, жизненно необходимо, чтобы в нашей стране готовились нормальные рабочие кадры, которые завтра могли бы работать на тех заводах, которые у нас строятся, которые понимали, что такое инновации.
Не обошел вниманием заместитель Премьер-министра и проблемы в вузовском образовании, поручив МОН РК предоставить отчет о деятельности национальных вузов.
— Нет оценки деятельности этих вузов, ректоры почти нигде не отчитываются, хотя должны публично отчитываться перед общественностью, национальные же вузы. Поэтому я прошу, Аслан Бакенович, до конца надо разобраться с этими вопросами, потом будем дальше думать платить ли, тем более сейчас, когда Президент поставил нам задачу каждый тиын экономить, — сказал Б. Сапарбаев.
По словам вице-премьера, национальные вузы действуют в стране уже 14 лет, и за это время их финансирование увеличилось в 14 раз, а привлекаемые деньги из других источников всего в три раза. Тем не менее, качество подготовки научных кадров вызывает много вопросов.
— Сейчас МОН меняет порядок финансирования науки, оно и дальше будет совершенствоваться. Если мы хотим войти в состав 30 конкурентных стран, то должны быть соответствующие новые технологии, инновации. Откуда они должны идти? Не от иностранцев же? От наших ученых, — подчеркнул он, напомнив, что около 8 лет назад Президент страны давал поручение создать 15 научных отраслевых лабораторий, которые на практике показали низкую результативность.
Наряду с этим Бердибек Сапарбаев сообщил, что до конца текущего года в правила проведения ЕНТ будут внесены изменения и дополнения.
По его словам, несмотря на точку зрения министерства, считающего, что ЕНТ проведено нормально, жалоб и обращений со стороны родителей очень много. Главный вопрос — участие выпускников школ в сдаче ЕНТ, так как некоторые директора школ, акиматы в погоне за показателями ограничивают их участие. Вице-премьер пообещал, что новые правила будут опубликованы уже в январе-феврале 2016 года. Это означает, что мы еще не раз вернемся к этой теме.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
По горячим следам сразу же после республиканского педсовета мы созвонились с представителями Атырауской делегации, которые приняли участие в его работе.
Шакиржан МУРЗАГАЛИЕВ, и.о. обязанности руководителя областного управления образования:
— Республиканский педсовет прошел очень живо, интересно, кроме критики было много новых интересных идей, дельных предложений. Например, об изучении некоторых предметов на государственном языке независимо от языка обучения. Эта система успешно внедряется в Назарбаев интеллектуальных школах, и такая методика преподавания, как уже не раз говорили, будет внедрена во всех казахстанских школах.
Существует государственный общеобразовательный стандарт, нарушить который мы не имеем права. Чтобы не допустить этого, чтобы избежать неприятностей с правоохранительными органами, мы приказом назначили девять колледжей промышленного направления, которые будут работать по дуальной системе, когда студенты 60 процентов обучения проходят на практике, а 40 процентов — это теория. Заключили контракт с 30 компаниями. Как сказал министр образования и науки, сейчас готовятся к подписанию изменения в законе «Об образовании». Если они будут приняты, дуальная система обучения будет работать по-иному.
Акмарал ИЗГАЛИКЫЗЫ, и.о. директора Атырауского гуманитарного колледжа им. К. Дутбаевой:
— Мы обучаем студентов по 14 специальностям. Из них две специальности идут по дуальной системе, а именно — дошкольное воспитание и переводческое дело. Заключили договор с шестью детским садами, и начиная со второго курса, у них 60 процентов учебного процесса — практические занятия и 40 процентов — теоретические. Еще две компании, это учебный центр «Лингва» и «Ритм ойл», работают с нашими будущими переводчиками. Почти все выпускники нашего колледжа трудоустраиваются. В том числе в те компании, с которыми мы работаем по дуальной системе. В последнее время в колледж зачастили руководители многих частных детских садов — хорошие педагогические кадры на рынке труда найти непросто, и умные предприниматели понимают, что сами должны взрастить, воспитать для себя специалистов, а база у них уже есть. Поэтому они нередко обращаются лично к нам или к нашим студентам с предложением подработать. Потом, после получения диплома, хорошо зарекомендовавшего себя выпускника колледжа берут на работу.
В этот раз педсовет прошел крайне эффективно. Настал момент икс, когда надо вести откровенный разговор. Было много критики, но и немало прозвучало дельных предложений. Любой передовой опыт других стран мы должны применять внутри страны только после того, как он будет проанализирован.
Айганым МАХМЕТОВА, заместитель директора средней школы имени Сатпаева п. Геолог:
— Мне очень понравился формат проведения республиканского педагогического совета. Особенно результативной была работа по секциям. Порадовалась, что в скором времени все казахстанские школы будут работать по системе НИШ. Здесь уже мало учить ученика, надо начинать с педагогов, а еще лучше с преподавателей педагогических вузов, чтобы они знали в каком направлении обучать будущих преподавателей.
Записала Марина КУАНЫШЕВА