Тяжела ноша ученика
На очередной «Прямой линии», которую традиционно проводит наша редакция в начале нового учебного года, принимала участие исполняющий обязанности руководителя областного управления образования Жансулу ТОРЕМУРАТОВА.
— Добрый день. В городской средней школе №28 в Лесхозе, где учатся мои внуки, до сих пор не подключили столовую, хотя здание построили несколько лет назад. Привозят готовые продукты, а горячие блюда остывают. Дети не едят их. Получается, что государство выделяет деньги на горячее питание, а предприниматель их на ветер выбрасывает. Когда будет столовая у детей?
— Здравствуйте. Мы знаем эту проблему,она длится 6-7 лет. По городу Атырау насчитывается несколько таких школьных столовых. В данное время, как нам сообщили в городском отделе строительства, в административный суд города Атырау поданы исковые заявления. Но мы не будем ждать бесконечных судебных заседаний, на сегодня рассматривается вопрос выделения дополнительных средств из бюджета, ввод столовых в эксплуатацию ожидается в 2020 году.
— Жансулу Менешевна, в средней школе №15 г. Атырау уже полгода нет директора, до сих пор завуч исполняет обязанности. Когда будет назначен директор?
— Бывший директор средней школы №15 имени Абая весной вышел на заслуженный отдых. В данное время на место директора объявлен конкурс на замещение вакантной должности. Как будут поданы и рассмотрены заявки, сразу назначим директора.
— А почему у учащихся 10 класса требуют костюмы синего цвета?
— У нас по всей области с прошлого года введена единая школьная форма. Цвет школьной формы — темно-синий. Девочкам и мальчикам белый верх предлагается на свое усмотрение. Но сочетание цветов должно быть таким: синий — костюм и форма, рубашки и блузки — белые. Это единая форма, и она обязательна для всех.
— Здравствуйте, уважаемый руководитель облоо. Почему детей в старших классах делят на физиков и лириков? Как будут оцениваться непрофильные предметы при ЕНТ? Родители переживают, что, например, у математиков по гуманитарным предметам будет в аттестатах написано: «просто прослушал курс», а это лишает детей шансов при поступлении.
— Это неверная информация, наверное, вам невнятно объяснили в школе. По всем предметам оценки учеников ставятся в аттестат. В 10-11 классах по неизученным предметам ставятся итоговые оценки за 9 класс. Что касается «физиков и лириков», как вы сказали, то это практикуется уже давно. В 10-11 классах ученики выбирают профильные предметы. Их делят на гуманитарные и технические классы. Исходя из этого, ставят часы: гуманитарные предметы — побольше, технические — поменьше.
— А вот почти половина востребованных специальностей требует на ЕНТ сдачу физики и математики, но именно физику в 10 и 11 классах сократили до одного часа, а у некоторых вообще ввели только курсы или факультативы. Директор нашей школы №21 сказал, что в аттестат пойдет оценка за 9 класс. Почему так сделали? Нельзя ли вернуть физику в учебную программу?
— Еще раз вам объясню, что в 10 и 11 классах обучение на основании заявления законного представителя или самого учащегося делится по профильным направлениям. По естественно-математическим направлениям основные часы отведены физике, математике, химии, биологии, географии, а по общественно-гуманитарным направлениям предметы ведутся соответственно этим направлениям. Это помогает лучше подготовиться к ЕНТ, к будущей профессии.
— Добрый день, Жансулу Менешевна. Я несколько лет жила за границей. И мои дети школьного возраста там учились. Не хотите ли взять в пример канадский опыт. Раз в неделю старший сын, ученик 11 класса, ездил после школы на три часа в колледж, где в течение 12 недель с ними работали преподаватели по механическому инжинирингу, гражданскому инжинирингу, IT. Цель — дать представление детям о будущей профессии. У нас в Атырау есть университеты, разные колледжи. Налицо взаимовыгодное сотрудничество между школой и вузами. Многие родители задаются вопросом, а школьники не могут определиться, кем быть, не знают, какую специальность выбрать. Что вы думаете?
— Я, конечно, за такое сотрудничество. Мы это практикуем. Наши старшеклассники посещают не только колледжи и вузы. У нас практикуются встречи с работодателями, с предпринимателями. Мы будем применять любой положительный эффективный зарубежный опыт.
— Добрый день. В городской средней школе №30 очень плохо с проветриванием кабинетов. Окна не открываются, а в одном классе сидят по 35-40 человек. Не все родители согласны на установку сплит-систем, так как это влияет на здоровье детей. Нельзя ли как-то решить этот вопрос?
— Я всего полгода работаю в Атырау, но успела изучить работу многих школ, посетила и школу №30 в Авангарде. Действительно, проект здания этой полиязычной школы-гимназии отличается от других школ. Но он является типовым и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам требованиям.
— Добрый день, Жансулу Менешевна. Дочка учится в 8 классе СТГ (сейчас школа-гимназия №38). У них почти каждый день по 8 уроков. И рюкзак тяжеленный. Как быть? Каким должен быть вес школьного рюкзака для ребенка в этом возрасте? Обещали, что домашних заданий не будет, что можно будет книги оставлять в классах, но все равно на дом задают. Слышала, что в Шымкенте дети оставляют учебники самопознания, технологии и других предметов в классах. Почему бы и у нас так не сделать?
— Да, есть такое — школьных уроков много. В данное время ведутся разъяснительные работы с родителями о том, что на портале Министерства образования и науки Республики Казахстан предоставлена возможность для скачивания электронных версий учебников. Домашние задания задаются для закрепления пройденного материала. Другое дело, что школы перегружены, и оставлять учебники в классах нет возможности. У нас в ближайшие два года будут построены 11 школ. Если в прошлом году в три смены учились ученики 14 школ, то в этом году — уже 11. То есть мы сумели несколько школ разгрузить. Этот вопрос прорабатывается. Что касается веса рюкзака, то в 8 классе он должен весить 4 — 4,5 кг.
— Здравствуйте. В этом году мы пошли в первый класс в среднюю школу №18 г. Атырау. Там не решен вопрос с питьевой водой. Обещали, что диспенсеры или кипяченую воду будут устанавливать предприниматели, которые обеспечивают школы горячим питанием. Но ничего этого нет. Вода есть только в буфете в одном месте, а школа трехэтажная.
— Возможно, так и было до недавнего времени. Но сейчас в школьной столовой установлен диспенсер с питьевой водой, а также имеется чайник с кипяченой водой. Кроме того установлены пять фонтанчиков с питьевой водой. Возможно, сложности с нехваткой воды бывают из-за перегруженности школ, так как учатся ребята из СШ №1 имени М. Монкеулы. Но этот вопрос будет решен, когда ребята из данной школы переедут к себе.
— Добрый день, Жансулу Менешевна. А почему новое здание гуманитарного колледжа решили построить так далеко, в микрорайоне Талгайран? Почему не учитывают мнение коллектива, студентов?
— Город растет, развивается, места в центре Атырау нет, а необходимо шесть гектаров земли. Колледж должен быть с общежитием, со спортивной площадкой и прилегающей территорией. Поэтому решили построить его в новом развивающемся микрорайоне Талгайран. Новое учебное заведение будет на 1000 ученических мест с общежитием на 200 койко-мест. На сегодня разрабатывается проектно-сметная документация.
— Вам звонит многодетная мама, я воспитываю четверых детей без мужа, нуждаюсь в помощи. Когда пришла в школу, сказали, что все списки по малоимущим, которым помогали по акции «Дорога в школу», передали в городской отдел образования. Затем я обратилась в гороо, но там объяснили, что они создали чат для предпринимателей, и туда пересылают имена всех, кто нуждается в помощи. Я самостоятельно ходила к нескольким предпринимателям, просила помощи. Но они отказали мне, сказали, что уже другим помогли. Нельзя ли сделать, как было раньше, чтобы школа сама готовила списки предпринимателей. А то получилось, что некоторые по 3-4 раза помощь получили, а некоторые остались без внимания.
— Без внимания вы не останетесь. Вам нужно еще раз написать заявление на имя директора школы. Акция еще продолжается.
— Мой вопрос интересует многих. Моей дочке пять лет, мы живем в Нурсае. Откроют ли в СТГ первые классы в 2020 году?
— Учебные заведения, реализующие общеобразовательные учебные программы начального образования, обеспечивают прием в первый класс детей в возрасте шести лет и детей, которым в текущем календарном году исполняется шесть лет. В прошлом году эта школа-гимназия принимала в первый класс, в этом году в первые классы принимали только с казахским языком обучения, а в русских классах не хватало учителей. К тому же решили разгрузить переполненные классы. В будущем приложим усилия, чтобы школа работала в прежнем режиме.
— Жансулу Менешевна, в школе имени Ломоносова не хватает учителей английского языка. Нельзя ли привлечь к работе студентов старших курсов нашего университета, чтобы хоть как-то решить проблему. Также готовят учителей английского языка в гуманитарном колледже. Они бы тоже согласились поработать в школе.
— Мы не имеем такого права. В школах могут работать только дипломированные специалисты с профессиональным педагогическим образованием.
Записала Марина КУАНЫШЕВА