Требуются историки и археологи

D0A2D180D0B5D0B1D183D18ED182D181D18F20D0B8D181D182D0BED180D0B8D0BAD0B820D0B820D0B0D180D185D0B5D0BED0BBD0BED0B3D0B8 Общество

В связи с объявлением Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым программной статьи «Семь граней Великой степи» возникла необходимость в подготовке археологов, этнографов, а готовить их сегодня не из кого. Как пошутил один профессор-историк, чтобы заманить абитуриентов, остается открыть специальность «историк-нефтяник».

Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе, прошедшем с участием историков и краеведов в областной библиотеке им. Г. Сланова. Встреча была организована Атырауской инспекцией по охране историко-культурного наследия и началась с фотовыставки «История изучения и сохранения историко-культурного наследия Атыраус­кого региона».

Руководитель инспекции Мухамбеткали Кипиев рассказал о проделанной работе по регистрации и паспортизации памятников истории, о новых исторических находках. Кстати, есть хорошая новость: если раньше документировать памятники приезжали эксперты из Алматы, то на сегодня в инспекции сформировался свой костяк необходимых специалистов, в их числе и арабист. В перспективе они планируют заняться исследованием топонимики населенных пунктов ХVIII-XX веков, караванных путей и курганов.

Руководитель созданного нового центра «Сарайшык» Абилсеит Хапизов озвучил проблему отсутствия ограждений вокруг защитной зоны памятников.

– В 2017 году усилиями инспекции была разработана защитная зона Сарайшыка, но до сегодняшнего дня так и не установлено ограждение. По земле, где захоронены останки наших ханов, ходят люди, ездит техника, пасется скот. Четыре месяца назад мы приостановили это безобразие, но надо ограждать. Обнаружено 95% местоположения цитадели городища, мы установили знаки в четырех углах здания, начали исследовательскую работу по определению, из какого материала была построена цитадель, – сообщил Абилсеит Хапизов. – Сарайшык – это столица земли казахов! Все мы были свидетелями, как за два дня после пожара в Нотр Дам двумя французскими бизнесменами и католиками было собрано более миллиарда евро. Мы тоже должны болеть за свои святыни, – подчеркнул историк.

Руководитель областного архива Серик Куаныш сообщил, что в Уфимском архиве имеются метрические книги о жителях Бокеевской орды, где собрано немало полезных сведений. Сейчас идет процесс получения этих ценных данных. Архивисты также планируют всю собранную информацию переводить в «цифру», чтобы она была доступна каждому.

Историк из госуниверситета имени Халела Досмухамедова Сайполла Сапанов рассказал о поездке в Воронеж по следам Халела, они побывали в его доме-музее. В ходе работы с документами обнаружили, что брат ученого Жаханша жил в доме №3 в Скорняжном переулке.

Представитель областного краеведческого музея рассказал, как в песках Тайсойгана они нашли ставку Халела Досмухамедова, это строение размером девять на пять метров.

– Это на сегодня единственный материальный памятник о Халеле, планируем построить там музей, развивать туризм. Хотя ставка находится далеко от населенного пункта, место благоприятное для проживания – есть колодец с водой. Интересный факт – здесь растет одинокая береза, – рассказал работник музея.

В свою очередь, известный краевед Вячеслав Афанасьев поднял тему сохранения в городе исторических зданий, дома совдеповцев и других.

Говорящие камни в безмолвной степи

В 15 километрах к юго-западу от села Ортакшыл Махамбетского района расположен некрополь Жаналы. Там нашли покой многие потомки Нуралы хана, о них рассказывают надгробные камни – кулпытасы. На одиноко выступающем камне арабской вязью выведено: «Все на ней (земле) смертны, усопший Дуйсемгали, сын Тунгали султана, внук сына Нурали хана, Арслана султана, скончался в 33 года в 1848 году». А имя некрополь получил, по всей видимости, благодаря похороненному здесь сыну султана Бабалы – Жаналы из Младшего жуза, рода Бериш, который скончался в 27 лет в 1236 году по хиджре. Самым старым является захоронение с частично сохранившейся надписью на кулпытасе: «…Габд кур, покойная Шага… Жанат, жена Мираса, скончалась в 1803 году».

В некрополе Кабдуалы, находящемся на территории Индерского района, встречается много кулпытасов круглой формы. Надпись одного из них гласит, что «покойный из рода Бериш, племени Есенгул, подрода Отар Алингали Кушик улы, внук Шайын кажы, скончался в 21 год в 1924 году», на этом же камне есть сведения о снохе Иба Толеуша, которая скончалась в 17 лет, а надпись оставил брат Молдагали. Возможно, эти люди были родственниками и скончались в одно время, поэтому их данные на одном камне. Надгробные камни захоронений начала тридцатых годов прошлого века имеют надписи на латинице.

Все эти данные собраны в книге-альбоме «Эпиграфические памятники атырауских казахов». В ней на двух языках рассказано о 201 эпиграфическом памятнике из 13 некрополей Махамбетского и Индерского районов, представлена фотоиллюстрация. Если говорить об особенностях данных некрополей, то можно отметить, что больше всего здесь захоронено представителей рода Бериш, племени Есен. Из истории известно, что левая часть реки была их территорией.

Книга была презентована к Международному дню охраны памятников и исторических мест, автором является Атырауская инспекция по охране историко-культурного наследия. Руководитель инспекции Мухамбеткали Кипиев рассказал о подготовленном втором томе из серии:

– Второй том публикуется в рамках программной статьи Елбасы «Навстречу будущему: духовное возрождение». Он будет интересен, в первую очередь, для историков, религиоведов, востоковедов, культурологов и широкого круга читателей, интересующихся историей края, – подчеркнул он.

Задача инспекции – изу­чение, распространение и внедрение в научную среду эпиграфических памятников арабской и латинской графики до сороковых годов ХХ века, сохранившихся на территории области. Эпиграфические памятники являются одним из основных источников знаний об истории нашего региона. Они – немые свидетели работы древних мастеров по камню и каллиграфии. Основой эпиграфических материалов в книге являются надписи на барельефах.

– Кулпытас – это ритуальный памятник, который часто встречается в западных регионах. Он ставится с западной стороны захоронения, – подробно остановился Мухамбеткали Кипиев. – Эпиграфические памятники играют роль «полевого архива» в определении времени и места захоронения исторических личностей прошлых веков.

Для исследователей в книге представлены систематизированные арабские, латинские тексты и их перевод на казахс­кий язык (транскрипция), хронология, фотографии.

Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна