ТЕНГИЗ ПОЛУЧИТ МОРСКОЙ ПОРТ

На Тенгизском месторождении приступили к сооружению первых объектов инфраструктуры для нового завода по подготовке нефти. Это самый крупный инвестиционный проект, которому дан «зеленый» свет за последние годы в Казахстане. Его стоимость — 37 миллиардов долларов. После завершения строительства завода добыча сырья на Тенгизе возрастет на 12 миллионов тонн в год. Немалую отдачу получит экономика страны и в процессе масштабного строительства. Об этом в прошлую субботу сообщили официальные представители компании «Тенгизшевройл» в ходе пресс-тура, организованного для республиканских и региональных СМИ с выездом на месторождение Тенгиз в Жылыойском районе.

Знакомство с событиями, которые происходят на одном из самых крупных инвестиционных проектов не только нашей области, но и всего Казахстана в целом, началось с облета прибрежной территории. Здесь, в Жылыойском районе, на участке моря в районе Западная Прорва началось сооружение морского терминала или, можно сказать, и порта. От терминала до месторождения одновременно с работами на море прокладывается дорога к месторождению. Этот терминал рассчитан на получение водным путем крупногабаритных грузов для строительства завода третьего поколения. Работы по дноуглублению, обследованию территории и устройства островов отвала грунта производятся компанией «Ван Оорд» из Нидерландов. Морской канал к терминалу будет иметь длину 71 км, глубину — 4,8 км и ширину — 61 м. По обеим сторонам канала предусматривается устройство в шахматном порядке 30 островов отвала грунта. В строительство терминала 90% средств вложено компанией «Тенгизшевройл», 10% — казахстанской компанией «Тениз Сервис», принимающей участие в работах.

Как сообщили журналистам сотрудники компании, уже сегодня в реализации проекта будущего расширения и проекта управления устьевым давлением на месторождении, имеется в виду в первую очередь в проектировании объектов завода, строительстве инфраструктурных сооружений, поиске поставщиков оборудования, заняты 11 тысяч человек. На «пике» работ число занятых на строительстве достигнет 20 тысяч человек — население небольшого городка. Но новые рабочие места появятся не только в Атырауской области. Проект расширения Тенгизского месторождения даст большой мультипликативный эффект для всей экономики Казахстана.

— Только в Мангистауской области предполагается создать 5 тыс. рабочих мест. Это те, кто будет работать над изготовлением модулей. Сейчас задействуются предприятия Павлодарской области, Восточного Казахстана, Алматинской, Западно-Казахстанской областей. Результат — создание еще дополнительных рабочих мест, — говорит генеральный менеджер ТОО «Тенгизшевройл» по связям с Правительством и общественностью Рзабек Артыгалиев.

Со многими предприятиями уже подписаны договоры и контракты. Получая гарантированные заказы, отечественные компании успевают провести модернизацию, закупить современное оборудование, обучить специалистов. По самым скромным расчетам, казахстанские поставщики освоят от трех триллионов тенге от общей стоимости проекта в 12 триллионов. Территория завода будет занимать внушительную площадь — 1,5 на 1,2 километра.

Как убедились журналисты, уже начата забивка свай. Кроме того, месяц назад начали заливку бетона под трубные эстакады и модули. На месте будущего завода используются три вида свай: 12, 14 и 16 метров длиной, и на площадке работают 640 человек в одной вахте.

Сваи изготовлены в Казахстане, их поставляют три казахстанские компании — одна из Алматы и две из Атырау. Всего по проекту запланирована забивка 23 тысяч свай.

— Это будет во многом уникальный завод, собранный из отдельных модулей. 53 тысячи тонн таких модулей будет изготовлено на казахстанских предприятиях. После завершения строительства в 2022 году завод позволит довести добычу нефти на Тенгизском месторождении до девятисот тысяч баррелей в сутки, — сообщили специалисты.

Годовая добыча нефти на Тенгизском месторождении возрастет с нынешних 26 до 38 миллионов тонн в год. Еще 17 миллионов тонн нефти планируется добывать на морском месторождении Кашаган, эксплуатация которого начнется в этом году. Строительство «дороги» для большой казахстанской нефти завершается, мощности Каспийского трубопровода, идущего к терминалам на Черном море, возрастут до 67 миллионов тонн нефти в год. Кстати будет сказать, что с начала деятельности предприятия в Казахстане из подземных недр на Тенгизском месторождении уже извлечено 200 миллиардов баррелей нефти.

Для того, чтобы обеспечить новый завод сырьем, на Тенгизском и Королевском месторождениях нефти планируется пробурить около 100 новых скважин.

Программа буровых работ, в ходе которой на месторождении будет введено около 100 скважин, рассчитана до 2022 года. Именно к этому сроку планируется завершить реализацию проекта будущего расширения и проекта управления устьевым давлением на месторождении, после чего добыча нефти увеличится на 12 млн. тонн и достигнет уровня 38-39 млн. тонн. В настоящее время на месторождении всего пробурено 130 скважин, а добыча составляет 26-27 млн. тонн в год, сообщил Рзабек Артыгалиев.

Что же касается сегодняшнего дня, то за 9 месяцев добыча сырой нефти составила 20 миллионов тонн, или 160 миллионов баррелей. За этот же период ТОО «Тенгизшевройл» реализовало 970 тысяч тонн сжиженного газа, 5 миллиардов 250 миллионов кубометров сухого газа, а также 1,67 миллиона тонн серы.

Для сравнения. За аналогичный период прошлого года добыча нефти на Тенгизе составила 20,3 миллиона тонн, или 162 миллиона баррелей. Небольшое отставание специалисты объяснили остановкой одного из заводов на плановый капитальный ремонт.

ТШО экспортирует сырую нефть по различным маршрутам транспортировки, поставляя сырую нефть в Новороссийск по трубопроводу КТК, по железной дороге в Одессу, Тамань и Актау, далее в Батуми и Кулеви.

Виктор СУТЯГИН