ТЕМНАЯ СТОРОНА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ

110809-03С 3 по 5 августа члены республиканской информационно-пропагандистской группы по вопросам религии посетили ряд населенных пунктов Атырауской области, провели встречи-консультации на актуальные темы с населением. В группу вошли ведущие эксперты, ученые-теологи Казахстана. Итоговая конференция состоялась в понедельник во Дворце культуры имени Курмангазы и собрала огромное количество слушателей.
Интерес к проблемам религии и распространения учений левого толка среди молодежи на данный момент в стране неподдельный. И как показала конференция, пути решения этого вопроса еще предстоит найти. В подобном «тонком» деле необходимо проявить одновременно и деликатность, и жесткость в отношении «возмутителей» спокойствия, подчеркивалось на встрече.
Заместитель акима области Аскар Керимов представил членов агитационной группы – советника ректора Египетского университета исламской культуры «Нур Мубарак» Мухитдина Паттеева, председателя ассоциации кажы Казахстана Еркинбая Дунаева, исполнительного директора фонда поддержки исламской культуры и образования, доктора теологии Балгабека Мырзаева и заместителя директора Астаниниского медресе чтецов Корана, исламоведа Еркинбека Шохаева.
По словам Балгабека Мырзаева, специалисты побывали в Жылыойском, Курмангазинском, Исатайском районах, также встретились с жителями города Атырау. Вопросы звучали от населения практически идентичные: как отличить «правильный» ли ислам исповедует молодежь, какие меры предпринять, чтобы вернуть ребенка в семью, в общество. Обращаясь к теме широкого распространения религиозных течений и учений, теолог подчеркнул, что в нашей стране Духовное управление мусульман Казахстана является единственным легитимным, официально зарегистрированным обществом, офисы же других исламских объединений находятся в Европе или, например, в Пакистане. Что дает немало поводов задуматься о целях и законности осуществления деятельности подобных организаций на территории нашей страны.
Немаловажную роль в ухудшении ситуации сыграла религиозная безграмотность и атеистическое прошлое, считает Балгабек Мырзаев. По мнению доктора теологии, с обретением независимости и свободы вероисповедания «открытия» первых миссионеров стали настоящим откровением для населения. «Они приезжали из арабских стран, перенимали их культуру поведения, ношения одежды, представляя их как эталонную, — говорит ученый. – Но мы, казахи, будучи мусульманами, в первую очередь не должны забывать о своей культуре. Ни в коем случае нельзя говорить, что там все правильно, хорошо, а здесь — не так и плохо».
— Незнание, незнание и еще раз незнание – вот причина всех наших бед, — утверждает председатель ассоциации кажы Казахстана Еркинбай Дунаев. – Это же по-настоящему благодатная почва для представителей деструктивных религиозных организаций. Если обратиться к статистике, то из 11 миллионов мусульман в Казахстане 9 миллионов являются приверженцами всяческих сект. Это ли не повод задуматься, какую цель преследуют иностранные миссионеры?
На конференцию в качестве слушателей были приглашены преподаватели учебных заведений города, которым была дана возможность задать вопросы специалистам. Педагоги интересовались тем, как им реагировать и принимать меры, если учащийся попал в секту. «Ни в коем случае не стоит давить на ребенка и называть его «ваххабитом», — советует заместитель акима области Аскар Керимов. – Вы должны проявлять деликатность, вначале выяснить, почему он решил ходить в мечеть, приобщиться к религии, поинтересоваться его мнением. Поскольку не вся молодежь, что отпускает бороду и читает намаз, является членами каких-то сект».
Одна из родительниц пожаловалась на то, что предмет «религиоведение» в средних школах преподается спустя рукава. Педагоги сами признаются, что ничего не могут ответить детям на вопросы касаемо религии, поскольку не имеют даже базовых знаний. А имамов или представителей местных мечетей, якобы по словам завучей школ, нельзя привлечь к работе с учениками в связи с отсутствием педагогического образования. Порочный круг получается.
— Не могу согласиться с тем, что наши имамы необразованны, — отвечает главный имам центральной мечети «Имангали» Нурбек Есмаганбет. – Более того, я бы сказал, что вы, как педагоги, напрямую работающие с детьми, чаще контактирующими с ними, имеющие полную информацию об их деятельности, должны первыми замечать какие-то изменения в характере учащихся. И обращаться к нам. Мы всегда готовы помочь, объяснить, провести беседы. И, возвращаясь к вопросу о «правильности», если ребенок в разговоре о своих целях говорит о джихаде, борьбе с неверными, то можно с уверенностью констатировать, что он встал на неверный путь…
Кстати, в адрес представителей ДУМК слышится немало обвинений в пассивности и нейтральной позиции в данной непростой ситуации.
— Что мы можем сделать, если молодые люди нас игнорируют? – вопрошает Нурбек Есмаганбет. – Приходят в мечеть, по окончании намаза встают и демонстративно уходят, даже не трудятся дослушать проповедь. Понимаете, к нам приводят детей уже в безнадежной ситуации. А делать это необходимо в начальные периоды, когда за ребенком наблюдаются отклонения в поведении, в разговоре, изменения в мировоззрении. В этом случае мы сделаем все возможное, чтобы наставить его на правильный путь.
— А что делается государством в этом направлении? – прозвучал вопрос из зала.
По информации исполнительного директора фонда поддержки исламской культуры и образования Балгабека Мырзаева, для того, чтобы религия не затрагивала принципы существования светского государства, изучается опыт других стран. К примеру, католической Польши. Идет работа в части изменения законодательства о религии, функционирования религиозных объединений, спонсируемых из-за рубежа.
Проблема ношения исламской одежды школах и университетах, пожалуй, остается такой же актуальной, но теперь уже сами преподаватели жалуются на ущемление их прав, когда администрациями учебных заведений вносятся запреты.
— Мы не должны забывать, что живем в светском государстве, но вместе с тем о свободе вероисповедания, — отвечают эксперты. – Этот вопрос должен решаться на местном уровне, какими-то регулирующими правилами о форме одежды. При этом нельзя, конечно же, срывать хиджабы или запрещать ребенку посещать школу в таком виде. Необходимо приходить к общему решению.
Не застал врасплох теологов вопрос о разнице между шиитами и суннитами, подробную и исчерпывающую информацию о которых предоставил заместитель директора Астаниниского медресе чтецов Корана, исламовед Еркинбек Шохаев. Которая, стоит отметить, удивила некоторых педагогов, признававшихся друг другу по завершении конференции, что не имели понятия о том, что ислам делится на какие-либо направления и к какой группе относятся казахи. Воистину права пословица, гласящая: «ученье – свет…»

Шынар ТЕКЕЕВА
Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

One thought on “ТЕМНАЯ СТОРОНА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ”

  1. меня вообще никто не спрашивал, хотя я отнашусь к 14 млн. казахстанцев.

Comments are closed.