НовостиОбщество

Тайны за семью пещерами

На археологические раскопки выехала группа будущих историков и археологов. Не исключено, что потом поедут и бойцы из «Жасыл ел», ведь нынче к привычным озеленительным отрядам прибавились и археологические.

О неразгаданных тайнах родного края, о неоткрытых пещерах, о сарматских царицах и многом другом «ПК» поговорила с директором департамента науки Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова Анией Ермагамбетовой.

 Корни знай!

– Ания Уржимбаевна, почему было решено привлекать в археологические отряды не только своих студентов, но и других молодых людей из «Жасыл ел»? Неужели некому копать–искать?

– Нас, ученых, радует, что в этом году к археологическим раскопкам будут привлекать молодежь из «Жасыл ел». Цель создания таких отрядов – чтобы молодые атыраусцы еще больше ценили и берегли свою историю. Тут нельзя не вспомнить программную статью нашего Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой говорится, что «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры». Действительно, если ты не будешь знать свои национально–культурные корни, модернизация повиснет в воздухе. А нужно, чтобы она твердо стояла на земле, поэтому интерес к истории и национальным традициям нужно всячески поощрять и приветствовать.

Главное, чтобы жасылелевцы пошли на эти работы с удовольствием, а не по принуждению или и того хуже – чтобы заработать. Тогда будет эффект.

4 июня начались археологические раскопки в рамках производственной практики будущих археологов и историков. В Кызылкогинском районе есть село Карабау, так вот, севернее него находятся Карабауские курганы (показывает нам снимок местности. – Н.Ш.). Они являются памятниками сарматского периода (Железный век). Надеемся, что найдем артефакты. Ну, не будем забегать вперед: например, в прошлом году перед поездкой на раскопки мы заранее в СМИ это озвучили. Многого от экспедиции ожидали, но так ничего и не нашли. Археология вещь суеверная…

– А каких успехов вы добились в прошлом году, проводя раскопки? Какие научные проекты смогли осуществить?

– В 2016–м мы со студентами проводили раскопки на кургане «Жангелды–2», это памятник сарматского периода. К сожалению, курган был ограблен «черными археологами» – теми людьми, которые в целях наживы ищут в основном золото.

Жангелды–2 мы выбрали для раскопок, т.к. местность эта очень богатая. Вообще, в сторону Индера, если посмотреть на аэрокосмические снимки, со спутника, можно увидеть очень много огромных курганов, которые еще не обследовались. Также там не только курганы, там сосредотачиваются сооружения религиозного характера того времени. Очень интересно!

Бекет Ата в твоем смартфоне

У нас в планах составить карту святых мест нашего региона, наверняка, это будет мобильное приложение. Сведения будут полезны как для местных жителей, так и для приезжих. К примеру, самые яркие святые места нашего края – это могила родителей Бекет Ата, знаменитого казахского религиозного деятеля, просветителя и батыра, родившегося в 70 км от Кульсары.

Однако мне кажется, прежде чем поехать к Бекет Ата, надо сначала к родителям его заехать, а эти святые места как раз расположены в Жылыойском районе.

И есть такое святое место Алып ана. Есть святое место Матен кожа в Кызылкогинском районе. А в самом Атырау расположена могила религиозного деятеля Сары ата, туда ходят многие.

Пещера как мечеть?

– Археологический научно–исследовательский центр при Атырауском госуниверситете, которым вы руководили несколько лет назад, успел с помощью спутниковой навигационной системы нанести на карту 313 исторических объектов и издать сборник, в который включены 86 историко–культурных памятников на территории Курмангазинского и Исатайского районов. Что это за памятники и что за объекты?

– Эти обьекты – пещеры, курганы, стоянки, надгробники, обелиски, т.е. все исторические памятники. Например, на этой карте указана пещера Кененбай. Это природная пещера. В нашей области 5 таких пещер: помимо Кененбай–пещеры, у нас есть пещеры Кудук, Имангара, Индер, Ак кегершин. Они еще не изучены до конца. В советское время их исследовали спелеологи – специалисты, занимающиеся изучением природных подземных пространств – пещер.

Ак кегершин, Имангара начали исследовать еще в 90–е годы, уже в годы независимости. Возможно, там жили люди. Главное, что нам надо сделать – исследовать эти памятники и найти следы первобытных общин, их орудия труда, место очага и т.д. В средние века пещеры имели функцию религиозного характера – мечети. У меня есть интересная фотография старых времен, где люди в Кененбае молятся (показывает снимок нам. – Н.Ш.).

То, что названные пещеры представляют действительную ценность, говорят и приезжие экспедиции, например, к Кененбаю начали проявлять внимание ученые из соседней Российской Федерации.

Что касается планов, на июль в историческом месте «Средневековый караван–сарай Таскешу», что в Кызылкогинском районе, намечена археологическая экспедиция. Можно найти интересные находки этого караван–сарая.

Между тем у нас до сих пор нет обстоятельной научной работы, описывающей историю нашего края. Поэтому на днях группу ученых–историков нашего университета отправляем в архивы Алматы, Москвы, Санкт–Петербурга, Воронежа, Астрахани, Оренбурга, Казани. По двое ученых в Саратове и в Самаре уже принялись за работу.

Кстати, о научной литературе: ученые нашего университета разрабатывают этнографическую энциклопедию для детей дошкольного возраста. В этом издании будет все про этнографию казахов, начиная с того, как собрать юрту, как называются ее элементы. Или, допустим, есть такие, кто не в курсе, что кумыс – это кобылье молоко, не знают, из какого молока производится шубат. Обо всем этом для детей будет написано доступным языком.

Исследуй!

Ещё исследуй!

– Как вы считаете, в нашем крае еще много неразгаданных тайн, не открытых мест, исследований?

– Конечно! Возможно, даже еще больше, чем мы, ученые, предполагаем! С нового учебного года во многих учреждениях Атырауской области ученые нашего университета будут читать лекции по теме «Национальное сознание ХХІ века» (к слову, при нашем вузе недавно был открыт научно–исследовательский центр «Мәңгілік Ел»). Это полностью инициатива АГУ имени Х. Досмухамедова. Атыраусцы узнают, как много интересного в плане археологии есть в нашем крае. Да и просто будут в курсе, где и какие исторические памятники находятся.

Например, в соседней Западно–Казахстанской области насчитывается около 2000 исторических памятников, а по данным инспекции по охране памятников, у нас их всего около 900. С соседней областью нас объединяет природно–историческая общность. Почему же тогда такая разница? Ответ один: памятники нашей области не исследуются. Если анализировать спутниковые снимки сарматских курганов, расположенных на евразийском пространстве, то самыми крупными являются курганы, находящиеся в Атырауской области. Сарматы ведь жили на территории – от Урала до Дона. По мнению местного археолога М. Касенова, в атырауской земле захоронены сарматские цари и царицы. Возможно, был пантеон гробниц.

Мне бы очень хотелось представить, каким был город Сарайшык? Знаю, что являлся симбиозом разных культур – Востока и Запада. По историческим источникам можно воссоздать облик города. Это город, который отличался от восточных и западных городов, у него была своеобразная городская архитектура. Там присутствовали элементы тюркской, арабской, монгольской, византийской культур. И мы будем продолжать и там раскопки.

В исторической науке есть термин «неолитическая революция» – переход от добывающего к производящему хозяйству, т.е. рождение земледелия и скотоводства. Такие процессы происходили на нашей территории, о чем свидетельствуют стоянки неолитического периода, находящиеся в Нарынских, Тайсойганских песках. Вот где мы должны искать свой духовный код!

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button