СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ

120414 05 Общество

Завтра весь православный мир встретит один из главных праздников — Пасху. Истинные верующие, соблюдающие все каноны Русской Православной церкви, отпразднуют вместе с благой вестью «Христос воскрес!» и окончание Великого поста, длящегося 48 дней. В народе этот праздник давно «прижился» — соседи, несмотря на религиозную принадлежность, на Пасху ходят с самого утра христосоваться: обмениваться куличами, крашеными яйцами, сладостями и желать здравия.

В Атырау к Пасхе начали готовиться заранее, судя по традиционным куличам, которые уже в середине недели появились в продаже во многих супермаркетах.

 

Почему пасхальные яйца красят и можно ли ими «биться»?

Праздник Светлой Пасхи всегда приходится на воскресенье, хотя дата из года в год переходящая. В Атырау существует несколько своих, так сказать, эксклюзивных обычаев встречи Пасхи и непосредственно празднования.

Так, в нашем городе почему-то не совсем распространена творожная пасха — лакомство из творога и сливочного масла с добавлением кураги, цукатов. В редких атырауских семьях в традициях готовить это блюдо. Зато куличи должны быть непременно с изюмом, а яйца принято красить в луковой шелухе. И это несмотря на то, что сегодня в магазинах предлагается великое множество всевозможных красящих средств и наклеек на пасхальные яйца.

Христосоваться у нас принято в обед — в основном, когда народ приходит после утренней пасхальной службы в церкви. С раннего же утра по домам ходит детвора и собирает лакомства.

Между тем мало кто знает, что собой символизируют пасхальные лакомства. Как рассказал нам священник Успенского собора в Атырау отец Михаил, одна из версий возникновения традиции крашения яиц на Пасху — история о том, как Мария Магдалина сообщила императору Тиберию известие о Христовом воскрешении. С собой она принесла яйцо, в качестве подарка, так как больше ей нечего было преподнести. Услыхав от Марии «Христос воскрес!», император усомнился в новости, сказав: «Это не может быть правдой так же, как белое яйцо не может стать красным!». Яйцо тут же сделалось пурпурным, и пораженный Тиберий, не сдерживая изумления, провозгласил: «Воистину воскрес!».

Кто впервые решил покрасить яйца перед тем, как съесть их, сегодня сложно определить. По некоторым версиям, славяне начали красить яйца гораздо раньше принятия христианства. Они полагали, что яйцо — прообраз мироздания, и старались придать ему более насыщенный цвет, выразив с помощью украшения свое почтение. Есть и житейское объяснение крашения яиц: из-за запрета на скоромную пищу в период поста.

Кстати, сейчас чаще всего каждый сидящий за пасхальным столом берет по яйцу, и все «стукаются» друг с другом. Вместе с тем, это неправильно. «Битье» пасхальными яйцами — это игра, развлечение, которым люди предаются днем, на улице, но не за пасхальным столом. По правилам, хозяин (старший мужчина в доме) должен взять одно яйцо, разрезать его по числу членов семьи, сидящих в данный момент за столом, и дать каждому его долю, в которой, как верили раньше, заключено счастье и судьба человека на весь предстоящий год.

Кулич же прообраз горы Голгофы, на которой распяли Христа, то же самое означает и творожная пасха.

— Хорошо, что в наши дни мы не стесняемся праздновать религиозные праздники, — говорит старожил Атырау Элеонора Кузнецова. — Вот и Президент сделал выходными днями православное Рождество и мусульманский Курбан Айт. Ежегодно поздравляет нас на Пасху. А раньше ведь мы скрывали, что собираемся яйца красить, куличи печь.

 

Вместо Пасхи — чистый воскресник?

Семидесятилетняя Элеонора Кузнецова вспоминает, как еще школьницей ходила на специально организованные на Пасху чистые воскресники. Придумывала администрация школы, и у ее родителей на работе по указке властей, конечно, какие-то мероприятия и на мусульманские праздники — лишь бы народ не справлял свои религиозные торжества.

— Мы все равно тайком, но отмечали Пасху. Это ведь праздников праздник и торжество из торжеств! Нам попадало, когда христосоваться ходили, например, от учительницы, которая выслеживала специально. Дома у нас и наших знакомых иконы были всегда спрятаны в укромном месте. Крестики пришивали к карманам рубашек, платьев. Это было очень неприятно. Знакомые казахи боялись соблюдать традицию на Курбан Айт — резать барана.

Сейчас все вернулись к традиционной религии, нам не запрещают праздновать великие праздники. И это очень радует.

В магазинах и на рынках Атырау сегодня огромный выбор продуктов для выпечки куличей и покраски яиц. Правда, на некоторую провизию накануне этого праздника стоимость заметно повысилась. Так, яйца сегодня можно купить от 23 до 25 тенге за штуку, килограмм сахара — от 130 до 150, в некоторых торговых точках подорожало сливочное масло в брикетах на 30-50 тенге.

Если прибавить сюда стоимость пасхальной сладкой посыпки на куличи и формочек для их выпечки, и в целом затраты на крашеные яйца и сладости (а конфеты — обязательное дополнение к куличам и яйцам), понимаешь — это дело недешевое. Но когда на Пасху угощаешь своих близких, то все мысли о затратах улетают, остается только приятное ощущение праздника.

Сегодня Элеонора Михайловна старается к Пасхе напечь побольше куличей и накрасить разного цвета яиц, чтобы угостить кроме домашних, еще и любимых соседей — людей разных национальностей и вероисповедания, с которыми дружит, общается каждый день, с которыми, как говорится, и в горе, и в радости.

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна