Общество

С высоким чувством долга

 Верным критерием моральных качеств госслужащего выступает его авторитет. Его истоки — глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства: честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, высокое чувство долга и ответственности. Об этом наше интервью с руководителем управления контроля в сфере государственной службы департамента Министерства по делам государственной службы по Атырауской области Маликом Кариевым.
— Малик Сагидоллаевич, реформирование государственной службы продолжается. Например, теперь государственные служащие обязаны следовать новому Этическому кодексу, конкретным стандартам поведения…
— Да, в рамках реализации 12-го шага по формированию профессионального государственного аппарата, обозначенного «Планом Нации — 100 конкретных шагов», разработан и утвержден Этический кодекс государственных служащих и положение об уполномоченном по этике.
Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Документ устанавливает основные требования к морально-этическому облику государственных служащих, а также базовые стандарты их поведения.
— Каковы приоритеты у государственного служащего?
— В частности, госслужащие должны способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана. Быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность.
Кроме того, важно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами республики ограничения и запреты. И никогда своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества.
Мы не можем обойти такой вопрос, как отношение к религии, что является очень личным для человека. Если у государственного служащего свои принципы на этот счет, то как ему быть?
— Госслужащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, а также принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
— Есть ли стандарты поведения во внеслужебное время?
— Госслужащие должны придерживаться общепринятых морально-этических норм и не допускать случаев антиобщественного поведения, тем более находиться в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Быть скромными, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг, не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.
— В служебных отношениях тоже определены стандарты поведения?
— Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны, в частности, способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества, пресекать или принимать другие меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих.
Руководители в отношениях с подчиненными служащими должны своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности. Важная задача — обеспечивать соблюдение принципов меритократии, при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности.
— А занимающие нижестоящие должности могут показывать личную преданность коллеге с более высокой должностью?
— Они должны незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушения норм служебной этики и дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу. Конечно, допускать в отношении руководства проявлений личной преданности, стремления к получению выгод и преимуществ за счет их должностных возможностей ни в коем случае нельзя.
— Может ли госслужащий выражать свое личное мнение при выступлении в прессе?
— Кодексом установлены стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями, в том числе в средствах массовой информации. Ему не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям политики государства. Запрещено раскрывать служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию. Нельзя неэтично высказываться в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих. При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.
— Получается, новый Этический кодекс расширяет стандарты поведения ситуативными обстоятельствами деятельности госслужащих…
— Да, он конкретизирует и систематизирует поведение госслужащих при возникновении конфликта интересов взаимоотношений с окружающими. Тем самым «стандарты поведения поднимаются на новый качественный уровень, повышая ответственность государственных служащих».
— Еще с недавнего времени введен «уполномоченный по этике»…
— Это является одним из механизмов эффективной практической поддержки Этического кодекса. К этому должностному лицу могут обратиться за консультацией служащие и контактирующие с ними граждане в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.
«Уполномоченный по этике» занимается профилактикой нарушений этических норм, консультирует государственных служащих по вопросам применения этических норм. Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, которого уважают в коллективе. Функции уполномоченного по этике по Атырауской области приказом руководителя аппарата акима Атырауской области от 5 февраля 2016 года возложены на заместителя руководителя аппарата акима Атырауской области Игилика Аубакирова.
Помимо этого, в его функции входит защита прав и интересов государственных служащих, формирование позитивного морально-психологического климата в коллективе.
— Малик Сагидоллаевич, в новом Этическом кодексе разделены понятия: правонарушение и этика?
— Этический кодекс, имеющий совершенно новый формат, преследует цель разграничения коррупционных правонарушений от нарушений этических норм. В этой связи внесены соответствующие изменения и дополнения в ряд законодательных норм в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Этический кодекс детализирует стандарты поведения государственных служащих при урегулировании конфликта интересов и получении подарков.
— Новый Этический кодекс распространяется на всех государственных служащих без исключения?
— На всех государственных служащих. Отмечу, что, безусловно, приверженность ценностям государственной службы, приверженность этике стоит во главе угла независимо от ранга госслужащего — рядовой он, среднего звена, высшего звена или политический служащий.
Новый Этический кодекс госслужащего разработан в рамках пяти шагов институциональной реформы в Казахстане.
В общих положениях Кодекса чести подчеркивается, что несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. Граждане и общество в целом вправе рассчитывать, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине.
— Несомненно, что государственные служащие должны быть приверженными политике Президента Казахстана…
-…и последовательно проводить ее в жизнь, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать институты государства, руководствоваться в своей работе принципом законности, требованиями Конституции, законов, работать на благо общества и государства.
Помимо этого, госслужащие обязуются противостоять наносящим ущерб интересам государства, препятствующим эффективному функционированию государственных органов действиям. Немаловажным аспектом является обеспечение ими соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, недопущение бюрократизма и волокиты при рассмотрении их обращений, то есть сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе и институтам государства.
— Как быть с критикой? Как вести себя госслужащему, если его критикуют?
— Госслужащий Казахстана не должен давать повода для обоснованной критики со стороны общества и вместе с тем не допускать преследования за критику, при этом используя конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности.
Подчеркну, что государственная служба предъявляет к личности государственного служащего разнообразные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы. Высоким качеством государственного служащего является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие.
Для государственного работника совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, подчиненным и посетителям. Скромность в общественной и личной жизни — одно из важнейших требований нравственности современного чиновника. Умение, способность предъявить требование, спросить — это также одна из специфических норм профессионального морального кодекса государственного служащего.
— Без требовательности в работе нельзя. Что в этом плане особенно важно?
— Требовательность должна сочетаться, соединяться с проявлением доверия и уважения, более того, выступать как одна из форм уважения к человеку.
Большое значение имеет здесь еще одна способность государственного служащего — умение слушать. Слушать — это не только не перебивать собеседника, но уметь сопереживать, быть корректным в обращении. По сути дела это выражение таких внутренних личных свойств, как самообладание, выдержка, уравновешенность. В самых различных ситуациях корректность способствует достижению лучшего взаимопонимания, лучшего контакта с людьми.
— Государственный служащий должен хорошо разбираться в людях, держать себя в руках…
— В первую очередь он должен научиться разбираться в людях в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление часто кружат голову незрелым руководителям, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности.
Быть государственным служащим — значит всегда держать себя с людьми ровно, уметь с ними ладить, не терять самообладание при любых обстоятельствах, управлять своими чувствами.

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button