Страсти вокруг морских каналов
В областном филиале партии «Nur Оtan» состоялось обсуждение актуальных для экологии Прикаспия проблем.
Карантин – помеха?!
На повестке дня круглого стола, организованного общественным советом по экологии при областном филиале партии «Nur Оtan», было три вопроса. Первый — проект строительства морских судоходных каналов в казахстанском секторе Каспийского моря компанией NCOC N.V. иегооценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в связи обустройством месторождения Кашаган. Второй вопрос касался хода реализации проектов по рекультивации полей испарения «Тухлая балка» и «Квадрат». И наконец-то, третий – проблемные вопросы поселка Доссор Макатского района. Председатель общественного совета по экологии, депутат областного маслихата Алибек Семгалиев, открывая круглый стол, отметил, что вынесенные на повестку дня вопросы очень актуальные и злободневные для жителей региона и постоянно обсуждаются в социальных сетях, так как напрямую затрагивают каждого из нас. Ведь, мы ежедневно дышим воздухом, качество которого оставляет желать лучшего, наблюдаем, как мелеет Урал и другие реки в области и как стремительно уменьшаются рыбные запасы. И все это не может не волновать нас. Из трех вопросов мы решили остановиться на проекте строительства морских судоходных каналов, который не особо освещался в СМИ. Однако заслушать доклад о ходе реализации данного проекта из уст представителей компании NCOC не получилось. По той простой причине, что они не явились на круглый стол. То ли в NCOC строго соблюдают карантинные ограничения, то ли там не посчитали нужным прийти в «Nur Оtan», для присутствоваших осталось загадкой.
Три года на каналы
Слово за представителей северокаспийского проекта пришлось держать руководителю областного департамента экологии Алибеку Бекмухаметову.
Он проинформировал партийцев, представителей экологических неправительственных общественных объединений и СМИ о том, что представляет собою данный проект. Руководитель отметил, что 21 сентября 2020 года областным акиматом в соответствии с требованиями экологического законодательства были проведены общественные слушания по ОВОС строительства морских судоходных каналов в рамках проекта обустройства Кашаганского месторождения компанией NCOC N.V.
– Общественные слушания прошли под председательством руководителя неправительственной организации «Жайык-Каспийский Орхусский центр» Шынар Изтлеуовой. В мероприятии приняли участие более 120 человек, включая директора ОО «Атамекен Эко» Армана Хайруллина.
Разработчиком проекта является ТОО «SED» («Sustainable Ecology Development»). 21 декабря 2020 года департаментом экологии проведено заседание Экспертного совета по данному проекту. В соответствии со ст. 50 Экологического кодекса Республики Казахстан 22 декабря 2020 года департамент направил мотивированные замечания по данному проекту.
Так, в феврале текущего года в связи с неполным исправлением замечаний департаментом было выдано отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. 17 февраля 2021 года в департамент повторно поступил данный проект, и 25.03.2021 года было выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы. «По проекту на месторождении Кашаган запланировано строительство судоходных каналов к морским объектам. Месторождение Кашаган расположено в северо-восточной части казахстанского сектора Каспийского моря, в 75 км к югу от города Атырау», — сообщил А. Бекмухаметов. Недропользователь обосновывает строительство морских судоходных каналов снижением среднегодового уровня воды в северо-восточной части Каспийского моря. В частности, планируется строительство входных каналов на искусственные острова D, A, EPC3, EPC2, EPC4, так как уровень моря в этой части снизился более чем на метр. Согласно проекту доставка необходимых материалов на искусственные острова будет осуществляться судами. Проектом планируется прорыть несколько судоходных каналов общей протяженностью 56,05 км, ширина которых составит от 80 до 115 метров. Также будет создано 10 поворотных бассейнов морских судов. Их диаметр составляет от 325 до 380 метров. Всего со дна моря будет изъято более 18,5 млн кубометров грунта.
Ущерб возместим и восстановим. Но как?
Дноуглубительные работы планируются провести с начала 2021 года до конца 2023 года. Непосредственно строительные работы намечено проводить в течение трех лет с 1 апреля по 15 ноября, то есть в теплый период времени. По словам А. Бекмухаметова, заказчик заверяет, что при даных работах используется самое современное оборудование с минимальным воздействием на морское дно, а также возможностью обеспечения долгосрочной устойчивости отвалов. Разработан план основных природоохранных мероприятий. Планом мероприятий предусмотрено возмещение ущерба рыбным ресурсам в соответствии с Законом РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Возмещение вреда, причиняемого рыбным ресурсам и другим водным животным, будет осуществляться на основании договора с уполномоченным государственным органом. В настоящее время таким органом является Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан. Зона строительства морского канала расположена вне зон гнездования птиц и нереста осетровых видов рыбы в соответствии с отчетностью фонового и мониторинга воздействия. Что касается неизбежного ущерба рыбным ресурсам в процессе строительства канала, то при проведении плановых работ проектом предусмотрено множество экологических мероприятий по сохранению морской экосистемы и снижению воздействия на окружающую среду.
Рыба все равно пострадает
Иного мнения придерживаются представители экологических НПО. Его озвучила общественный экоактивист Галина Чернова, заявив, что проведение любых строительных работ, а тем более связанных с выемкой громадного количества грунтовых отложений, песка и ила, приведет к нарушению естественных нерестилищ рыбы – места, где рыба откладывает (выметывают) икру и молоки. А любое загрязнение, шумовое и вибрационное воздействие нерестилищ недопустимо, так как оно ведет к нарушению воспроизводства рыбных запасов. Кроме того, на мелководье находятся зимовальные ямы, бентос (придонные рыбы, ракообразные, моллюски и так далее) и фитобентос, являющиеся в свою очередь кормовой базой для других видов рыбы. А это уже нарушение пищевой цепочки для морских организмов. Проведение же строительных земляных работ также может привести к нарушению миграции осетровых и частиковых пород рыбы.
По данному вопросу участники круглого стола обменялись мнениями. Среди которых поиск альтеративных путей вместо строительства каналов, в том числе прозвучали предложения по доставке крупногабаритных грузов на судах на воздушных подушках, их арендой у владельцев судов и другие. В любом случае и члены общественного совета по экологии при партии «Nur Оtan» и руководство департамента экологии записали эти предложения. С тем, чтобы их рассмотрели на более высоком уровне.