СПАСИБО ТЕБЕ, МУЗА!
В оперном пении воплощаются глубокие человеческие страсти, сильные переживания и драматизм. Оно требует от певца широкой динамической палитры голоса, эмоциональности исполнения, умения создавать живые реалистичные образы. Одной из обладательниц оперного таланта является наша землячка, солистка государственного академического театра оперы и балета имени Абая Дина Дютмагамбетова.
Дина с детства мечтала стать певицей, выросла на песнях Розы Рымбаевой, Макпал Жунусовой и Бибигуль Тулегеновой. В пятилетнем возрасте, подражая им, часто пела дома перед зеркалом. А уже в школьные годы принимала активное участие во всех музыкальных мероприятиях. Учебу в школе совмещала с музыкальной школой по классу домбра.
— Божественный голос Бибигуль Тулегеновой был для меня чем-то невероятным, — говорит Дина Дютмагамбетова. — Соловьиным голосом она просто обворожила и воодушевила меня. Она стала моей музой. Ведь музы — покровительницы каждого из нас. Они помогают сделать выбор пути на всю жизнь. Я хотела петь, как Бибигуль апа. Каждый человек индивидуален и уникален по-своему, и я решила, что должна стать успешной оперной певицей.
После окончания общеобразовательной школы, когда все сверстники решили учиться кто на бухгалтера, кто на энергетика или врача, она решила, что будет певицей. После этого Дина поступает в оперно-хоровую студию при Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая, по специальности артистка хора. Обучившись там два года, молодая полная идей девушка не останавливается на этом. В тот же год поступает в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы, по специальности оперный и концертный певец, преподаватель. В 1998 году после окончания консерватории ее пригласили в труппу.
— Это были годы, полные самых бурных перемен в моей жизни, — рассказывает Дина Дютмагамбетова. — Окрыленная мечтой, я уехала из родного Атырау, верила, что все у меня получится. Первое мое выступление было на гаcтpоляx в Pоccии в городе Аcтpаxани. Я исполнила партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» на большой сцене. Волновалась — не передать словами. Первый pаз на гастролях, огромная сцена, много зрителей, оpкеcтp, хор, дейcтвующие cолиcты — все это было как будто в тумане. К счастью, я быстро освоилась, и уже второе выступление было на должном уровне. В моих творческих начинаниях помогали народный аpтиcт Pеcпублики Казаxcтан, пpофеccоp, наш земляк Гафиз Есимов и народный артист Cултан Байcултанов, которого уже, к сожалению, нет с нами.
В 1999 году Дина становится лауреатом престижнейшего международного конкурса имени М.И. Глинки. Оперная дива была отмечена золотым кубком на международном фестивале «Апрельская весна-2005», который проходил в столице КНДР Пхеньяне. Казахстанская вокалистка показала высокий класс исполнительского мастерства. Красивейший голос, прекрасная вокальная техника, тончайшее чувство образа с богатым сценическим опытом определили высокие оценки жюри и восторженную реакцию зрителей. На сцене концертного зала Пхеньяна Дина исполнила сложнейшие произведения мировой классики — арию Аиды, арию Леоноры и Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского, блестяще прозвучавшие в интерпретации сопрано. Среди соперников были артисты Московской филармонии, представители молдавской оперной школы, вокалисты из Китая, Армении, Великобритании.
Четырнадцатый год работы на столичной оперной сцене принес певице почетное звание заслуженного деятеля Республики Казахстан. Присвоение высокого статуса стало для Дины сюрпризом. В середине декабря, накануне спектакля «Бал-маскарад», в Доме дружбы состоялось вручение медали и удостоверения с надписью «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері». Это событие она не забудет никогда. Новый статус, высокое звание воодушевило, вдохновило, появились новые силы, большое желание двигаться дальше.
— Я давно об этом мечтала, — говорит певица. — Конечно, на достигнутом я не остановлюсь. Теперь мне нужно с еще большей ответственностью подходить к любимому делу.
Педагог Дины Дютмагамбетовой, народная артистка СССР Роза Джаманова искренне радуется достижениям ученицы. В свою очередь, и у самой Дины уже есть ученики, причем довольные своим педагогом.
За годы выступления Дина Дютмагамбетова исполнила все ведущие партии сопранового репертуара. Какие-то роли получались сразу, над некоторыми приходилось работать годами. По словам певицы, режиссер спектакля «Турандот» Юрий Александров не раз говорил, что у нее отличное сопрано, такого голоса даже в Санкт-Петербурге нет.
Выступление в каждом спектакле имеет свою предысторию. Например, перед выходом на премьерный спектакль «Турандот» Дине пришлось выступить с очень длинными накладными ногтями, из-за которых она намучилась, переживала, что ноготь отлетит прямо на сцене. После удачного выступления, сразу почувствовав себя более уверенно, она перестала бояться и поняла, что ко всему можно приспособиться.
— Интересных случаев в жизни артистов бывает немало, — говорит Дина. — На одном из моих сольных выступлений в Атырау, когда я уже стояла на сцене, внезапно отключили электричество, и мне пришлось петь при свечах целый концерт. Этот случай сейчас вспоминаю с улыбкой, а тогда было не до смеха. Ведь воск от свеч накапал на все мои ноты. — Безусловно, театральная жизнь очень интересна, это знакомства с известными личностями, талантливыми людьми, гастроли, репетиции, — продолжает Дина. — Многие люди в нашей стране считают, что опера — это скука, хотя на самом деле они не понимают всю красоту элитного искусства. К примеру, жители зарубежных стран не пропускают ни одной оперы в театрах. Это их досуг. Я считаю, что нужно пропагандировать оперу и среди нашего народа, чтобы они, наконец, начали ценить и полюбили ее. Чтобы музыкальная жизнь закипела в казахстанских театрах.
Сейчас Дина Дютмагамбетова мечтает о большом сольном концерте с оркестром в своем родном городе Атырау, который она планирует организовать в самое ближайшее время.
Динара КАНБЕТОВА
Я не слышал про такую атыраускую певицу